Многие слышали цитату "Спешите делать добро", однако мало кто помнит, кому именно она принадлежит. Торопиться делать добро призывал своих современников Фридрих Гааз, врач, лечивший бедняков за свой счет. В Москве Гааза называли "святой доктор". "У Гааза нет отказа", - говорили москвичи. Этот врач тысячи жизней, не потребовав за это платы.
Гааз умер в середине 19-го века. Изменились ли времена? Я полагаю, что нет. Как тогда, так и сейчас были те, кто другим - и те, кто равнодушно проходил мимо. Были подвижники, посвящавшие свою жизнь людям - и те, кто мог отнять у них последнее.
В нашем обществе обыватель живет хорошо - можно сказать, как никогда прежде. Нет умирающих с голоду, никто не остается неграмотным только из-за того, что нечем платить за обучение. Однако люди, требующие есть, как есть и те, кто им или проходит мимо. Кто-то подаст нищему, а кто-то нет. Кто-то выбросит вещи, которые могли бы еще кому-то пригодиться - а кто-то потратит полдня, чтобы упаковать их и отвезти туда, где их раздадут бедным. Кто-то усыновит ребенка. Кто-то старушке-соседке. Кто-то возьмет с улицы котенка или щенка...
Добро всегда было в людях - и всегда будет. Подтверждением этому могут служить слова Фридриха Гааза, сказанные больше ста лет назад: "Торопитесь делать добро! Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло добром. Не стесняйтесь малым размером которую вы можете оказать в том или другом случае. Пусть она выразится подачею стакана свежей воды, дружеским приветом, словом утешения, сочувствия, сострадания, – и то хорошо… Старайтесь поднять упавшего, смягчить озлобленного, исправить нравственно-разрушенное". Звучит вполне современно, не правда ли?
После окончания венского совета император Александр Павлович решает «по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть» . Состоящий при нем донской казак Платов «диковинам» не удивляется, потому что знает: в России «свое ничуть не хуже» . В самой последней кунсткамере, среди собранных со всего света «нимфозорий» , государь покупает блоху, которая хотя и мала, но умеет «дансе» танцевать. Вскоре у Александра «от военных дел делается меланхолия» , и он возвращается на родину, где умирает. Александр Павлович - русский император; Александр Павлович представлен в шаржированной роли поклонника и почитателя западной (английской) цивилизации и ее технических изобретений. Приехав в Англию вместе с атаманом Платовым, Александр Павлович восторгается редкостными, искусно сделанными вещами, которые горделиво показывают ему англичане, л не осмеливается противопоставить им изделия и достижения русских людей. "Политик" Александр Павлович, остерегающийся испортить отношения с англичанами, противопоставлен своему брату - "патриоту" Николаю Павловичу и прямодушному Платову, болезненно переживающему унижение русских. Тождество Александра Павловича с реальным императором Александром I условно. Лесков изображает императора Александра II как ласкового человека, который всегда имел «междоусобные» разговоры со всякими людьми, преклонялся и восхищался вещами, мало верил в русский народ, в то, что и у нас есть великолепные мастера, на безделушку готов тратить деньги, и немалые.Николай Павлович — русский император; поручает атаману Платову найти русских мастеров, которые могли бы создать вещь, достойную большего удивления, чем английская стальная блоха. Он посылает Левшу вместе с подкованной им блохой в Англию показать искусство русских. В противоположность своему брату Александру Павловичу Н. П. выступает в роли «патриота» . Тождество Н. П. с императором Николаем I условно.
Многие слышали цитату "Спешите делать добро", однако мало кто помнит, кому именно она принадлежит. Торопиться делать добро призывал своих современников Фридрих Гааз, врач, лечивший бедняков за свой счет. В Москве Гааза называли "святой доктор". "У Гааза нет отказа", - говорили москвичи. Этот врач тысячи жизней, не потребовав за это платы.
Гааз умер в середине 19-го века. Изменились ли времена? Я полагаю, что нет. Как тогда, так и сейчас были те, кто другим - и те, кто равнодушно проходил мимо. Были подвижники, посвящавшие свою жизнь людям - и те, кто мог отнять у них последнее.
В нашем обществе обыватель живет хорошо - можно сказать, как никогда прежде. Нет умирающих с голоду, никто не остается неграмотным только из-за того, что нечем платить за обучение. Однако люди, требующие есть, как есть и те, кто им или проходит мимо. Кто-то подаст нищему, а кто-то нет. Кто-то выбросит вещи, которые могли бы еще кому-то пригодиться - а кто-то потратит полдня, чтобы упаковать их и отвезти туда, где их раздадут бедным. Кто-то усыновит ребенка. Кто-то старушке-соседке. Кто-то возьмет с улицы котенка или щенка...
Добро всегда было в людях - и всегда будет. Подтверждением этому могут служить слова Фридриха Гааза, сказанные больше ста лет назад: "Торопитесь делать добро! Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло добром. Не стесняйтесь малым размером которую вы можете оказать в том или другом случае. Пусть она выразится подачею стакана свежей воды, дружеским приветом, словом утешения, сочувствия, сострадания, – и то хорошо… Старайтесь поднять упавшего, смягчить озлобленного, исправить нравственно-разрушенное". Звучит вполне современно, не правда ли?
Александр Павлович - русский император; Александр Павлович представлен в шаржированной роли поклонника и почитателя западной (английской) цивилизации и ее технических изобретений. Приехав в Англию вместе с атаманом Платовым, Александр Павлович восторгается редкостными, искусно сделанными вещами, которые горделиво показывают ему англичане, л не осмеливается противопоставить им изделия и достижения русских людей. "Политик" Александр Павлович, остерегающийся испортить отношения с англичанами, противопоставлен своему брату - "патриоту" Николаю Павловичу и прямодушному Платову, болезненно переживающему унижение русских. Тождество Александра Павловича с реальным императором Александром I условно. Лесков изображает императора Александра II как ласкового человека, который всегда имел «междоусобные» разговоры со всякими людьми, преклонялся и восхищался вещами, мало верил в русский народ, в то, что и у нас есть великолепные мастера, на безделушку готов тратить деньги, и немалые.Николай Павлович — русский император; поручает атаману Платову найти русских мастеров, которые могли бы создать вещь, достойную большего удивления, чем английская стальная блоха. Он посылает Левшу вместе с подкованной им блохой в Англию показать искусство русских. В противоположность своему брату Александру Павловичу Н. П. выступает в роли «патриота» . Тождество Н. П. с императором Николаем I условно.