Рассказ В. Астафьева «Конь с розовой гривой» — одно из самых замечательных произведений писателя, созданных для детей. Он дал это название всему сборнику рассказов, вышедшему в 1972 г. Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер, передает искреннюю и доверчивую интонацию автора. Виктора Астафьева воспитывала бабушка, т. к. его мать утонула в Енисее, а отец женился на другой. Бабушку звали Екатерина Потылицына, они жили в деревне. События происходят в 30-е годы 20-го века - это годы детства самого Астафьева. Рассказ "Конь с розовой гривой" - это часть автобиографической повести "Последний поклон", в основе которой лежат реальные факты из детства писателя. Это воспоминание о собственном детстве, точнее, случае, происшедшем в детские годы. Анализируя особенности прозы писателя, критик Ю. Лощиц отмечает в ней главное: «…Имея ярко индивидуальную окраску, автобиографическую мотивировку, проза Астафьева в вершинных ее проявлениях воспринимается не как личностное творчество, а как стихийное самовыражение народного сознания, опыта многих поколений» . Это утверждение исследователя целиком можно отнести и к произведению Астафьева «Конь с розовой гривой» . В центре внимания писателя семья героя (вернее, то, что осталось от нее: мать утонула, отец — неизвестно где) и многодетная семья Левонтьевых. Живые и сочные описания бытовых подробностей дают возможность представить жизнь народа в первые годы советской власти в одном из отдаленных сибирских сел. Вместе с этим писатель ставит в рассказе важные нравственные вопросы, заставляя читателя задуматься о дружбе и долге, честности и правдивости, об истинной доброте и человечности. Поэтому рассказ В. Астафьева приобщает юных читателей к тем лучшим духовным ценностям, которые были выработаны всей многовековой историей народа. С этим обстоятельством связано и внимание учителя на уроках литературы к языку рассказа В. Астафьева. В нем есть «сибирские» диалектизмы, необычные просторечия, что во многом связано с раскрытием нового пласта народной жизни. Вместе с тем язык произведения В. Астафьева передает красоту и аромат народной речи, ребята обязательно обратят внимание на звучание живого народного слова. Учащимся нравится рассказ В. Астафьева «Конь с розовой гривой» . Они с интересом следят за ребячьим походом в лес, с вниманием наблюдают за поведением главного героя, живо воспринимают юмор писателя и откликаются на него. Главная же трудность в работе над этим произведением заключается прежде всего в постижении шестиклассниками необычности изображенного писателем места и времени действия (действие происходит в одной из сибирских деревень на берегу Енисея в первые годы после Гражданской войны) . Увлеченные сюжетом рассказа, школьники часто не совсем понимают, в каких условиях проходит детство героя и его сверстников, что стоит за деталями быта многодетной семьи Левонтьевых, почему рассказчик принимает столько мук за один лишь пряник конем.
Главный герой рассказа "Конь с розовой гривой" - мальчик Витя, сирота. Его мать утонула в реке. С тех пор воспитанием Вити занимаются бабушка и дедушка. Витя с бабушкой и дедушкой живут в большом селе где-то в тайге.О внешности Вити известно, что он - крепкий мальчик, как гриб боровик.Бабушка воспитывает Витю в строгости. Мальчик хорошо знает, что бабушку трудно обмануть и разжалобить слезами.Витя любит проводить время с дедушкой, с которым ему спокойно и свободно. Дедушка никогда не кричит на внука.Любимое лакомство Вити - пряник в виде белого коня с розовой гривой. Эту сладость мальчику покупают не часто.Несмотря на обман, бабушка дарит ему тот самый пряник - коня с розовой гривой. Взамен бабушка просит больше никогда ее не обманывать.Спустя много лет уже взрослый Витя по-прежнему помнит этого коня с розовой гривой.
Это воспоминание о собственном детстве, точнее, случае, происшедшем в детские годы. Анализируя особенности прозы писателя, критик Ю. Лощиц отмечает в ней главное: «…Имея ярко индивидуальную окраску, автобиографическую мотивировку, проза Астафьева в вершинных ее проявлениях воспринимается не как личностное творчество, а как стихийное самовыражение народного сознания, опыта многих поколений» . Это утверждение исследователя целиком можно отнести и к произведению Астафьева «Конь с розовой гривой» .
В центре внимания писателя семья героя (вернее, то, что осталось от нее: мать утонула, отец — неизвестно где) и многодетная семья Левонтьевых. Живые и сочные описания бытовых подробностей дают возможность представить жизнь народа в первые годы советской власти в одном из отдаленных сибирских сел. Вместе с этим писатель ставит в рассказе важные нравственные вопросы, заставляя читателя задуматься о дружбе и долге, честности и правдивости, об истинной доброте и человечности. Поэтому рассказ В. Астафьева приобщает юных читателей к тем лучшим духовным ценностям, которые были выработаны всей многовековой историей народа.
С этим обстоятельством связано и внимание учителя на уроках литературы к языку рассказа В. Астафьева. В нем есть «сибирские» диалектизмы, необычные просторечия, что во многом связано с раскрытием нового пласта народной жизни. Вместе с тем язык произведения В. Астафьева передает красоту и аромат народной речи, ребята обязательно обратят внимание на звучание живого народного слова.
Учащимся нравится рассказ В. Астафьева «Конь с розовой гривой» . Они с интересом следят за ребячьим походом в лес, с вниманием наблюдают за поведением главного героя, живо воспринимают юмор писателя и откликаются на него.
Главная же трудность в работе над этим произведением заключается прежде всего в постижении шестиклассниками необычности изображенного писателем места и времени действия (действие происходит в одной из сибирских деревень на берегу Енисея в первые годы после Гражданской войны) .
Увлеченные сюжетом рассказа, школьники часто не совсем понимают, в каких условиях проходит детство героя и его сверстников, что стоит за деталями быта многодетной семьи Левонтьевых, почему рассказчик принимает столько мук за один лишь пряник конем.