Изображая в своем произведении «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» сословные взаимоотношения в России, М.Е. Салтыков-Щедрин создает гротескный образ мужика, который одновременно вызывает у читателя и чувство жалости, и насмешку.
Само появление в сказке мужика фантастично: он внезапно появляется на необитаемом острове, на котором также «по щучьему велению» оказались генералы. Внешний вид мужика представляет контраст по сравнению с обликом двух генералов: «брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужчина».
Мужик настолько свыкся с собственным безволием, что, увидев господ даже на необитаемом острове, тотчас начал исполнять их малейшие желания: «Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое». Мужичину интересует, довольны ли господа генералы его усердием. Герой даже сам плетет для себя веревку, которой его потом генералы привяжут к дереву, чтобы не убежал: «Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял – и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег». Все поведение мужика говорит читателю о его рабской сущности: у него нет желания воспротивиться, перестать слушать никчемных, ничего не умеющих делать генералов. Писатель от души иронизирует над мужиком, называя его то «мужичиной-лежебоком», то «тунеядцем». Сами мысли персонажа являются абсурдными: «…начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!» Лейтмотивом в описании мужика становится ироничное высказывание о герое, как о тунеядце, которого постоянно ругают два генерала.
Итак, изображенная в сказке гротескная ситуация практически доведена писателем до абсурда: когда единственно работающий человек постоянно называется тунеядцем, а ничего не делающие генералы являются хозяевами жизни. Финал сказки заставляет читателя еще раз задуматься над взаимоотношениями между мужиком и господами: получив в казначействе много денег, генералы «об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»
Ерой нашего времени» (1840) занимает особое место среди довольно большого числа произведений с кавказской тематикой, появившийся в 1820-1830 гг. Роман Лермонтова заметно отличался своеобразием замысла, особым преломлением этой экзотической и злободневной темы и глубиной проникновения во внутреннюю жизнь главного героя. Лермонтов решил представить своего героя в отношении к разным сторонам русско-кавказского быта в отношении к контрабандистам, к мирным и немирным жителям, к старым кавказским служакам, и, так называемому, «водяному» обществу из представителей света на минеральных водах Пятигорске и Кисловодске и, наконец, в отношении героя к важнейшим нравственным и философским проблемам современности.
Каждая эпоха выдвигает свой тип героя. В образе Печорина предстает герой той эпохи безвременья, которая сформировала особое, «потерянное» поколение. Сам Лермонтов говорит о Печорине так: «Герой нашего времени, шелестимые государи мои, точно, портрет, не одного человека: этот портрет, составивший из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Печорин явно не фаталист: он отказывается безучастно принимать уготованную ему обстоятельствами роль – он непременно пытается воздействовать на них, изменить их по собственной воле, в этом видит он назначение человека. Романтическая повесть о княжне Мэри. В ее основу положена традиционная любовно-психологическая позиция, но участи в ней Печорина резко обострило ее развитие и привило к трагическому для Грушницкого финалу. Завершается роман рассказом (Фаталист). Здесь Печорин, излагая эпизод с Вуличем, наконец, прямо обращается к той философской проблеме, которая всегда тревожила его. Как должен вести себя человек: ждать ли изменения своей участи под влиянием изменившихся обстоятельств и верить в судьбу или надеяться на свои силы, на свою предусмотрительность и пытаться по-своему изменять личную судьбу и окружающий мир. Печорин - жертва своего времени. В отношении к Бэлле Печорин был холоден, загубив и ее, и Азамата, и всю ее семью. Я отношусь к Печорину неплохо, ведь, как мне кажется, он вовсе не виноват, его просто довела жизнь до такого состояния, и он стал всего лишь жертвой своего времени, хотя в целом он бы мог изменить свою судьбу, если очень сильно этого захотел. Невозможного ведь нет в нашем мире хоть и в таком жестоком. Вот и все, что хотелось рассказать о Герое нашего времени.
Изображая в своем произведении «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» сословные взаимоотношения в России, М.Е. Салтыков-Щедрин создает гротескный образ мужика, который одновременно вызывает у читателя и чувство жалости, и насмешку.
Само появление в сказке мужика фантастично: он внезапно появляется на необитаемом острове, на котором также «по щучьему велению» оказались генералы. Внешний вид мужика представляет контраст по сравнению с обликом двух генералов: «брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужчина».
Мужик настолько свыкся с собственным безволием, что, увидев господ даже на необитаемом острове, тотчас начал исполнять их малейшие желания: «Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое». Мужичину интересует, довольны ли господа генералы его усердием. Герой даже сам плетет для себя веревку, которой его потом генералы привяжут к дереву, чтобы не убежал: «Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял – и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег». Все поведение мужика говорит читателю о его рабской сущности: у него нет желания воспротивиться, перестать слушать никчемных, ничего не умеющих делать генералов. Писатель от души иронизирует над мужиком, называя его то «мужичиной-лежебоком», то «тунеядцем». Сами мысли персонажа являются абсурдными: «…начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!» Лейтмотивом в описании мужика становится ироничное высказывание о герое, как о тунеядце, которого постоянно ругают два генерала.
Итак, изображенная в сказке гротескная ситуация практически доведена писателем до абсурда: когда единственно работающий человек постоянно называется тунеядцем, а ничего не делающие генералы являются хозяевами жизни. Финал сказки заставляет читателя еще раз задуматься над взаимоотношениями между мужиком и господами: получив в казначействе много денег, генералы «об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»
Каждая эпоха выдвигает свой тип героя. В образе Печорина предстает герой той эпохи безвременья, которая сформировала особое, «потерянное» поколение. Сам Лермонтов говорит о Печорине так: «Герой нашего времени, шелестимые государи мои, точно, портрет, не одного человека: этот портрет, составивший из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Печорин явно не фаталист: он отказывается безучастно принимать уготованную ему обстоятельствами роль – он непременно пытается воздействовать на них, изменить их по собственной воле, в этом видит он назначение человека. Романтическая повесть о княжне Мэри. В ее основу положена традиционная любовно-психологическая позиция, но участи в ней Печорина резко обострило ее развитие и привило к трагическому для Грушницкого финалу.
Завершается роман рассказом (Фаталист). Здесь Печорин, излагая эпизод с Вуличем, наконец, прямо обращается к той философской проблеме, которая всегда тревожила его. Как должен вести себя человек: ждать ли изменения своей участи под влиянием изменившихся обстоятельств и верить в судьбу или надеяться на свои силы, на свою предусмотрительность и пытаться по-своему изменять личную судьбу и окружающий мир. Печорин - жертва своего времени.
В отношении к Бэлле Печорин был холоден, загубив и ее, и Азамата, и всю ее семью. Я отношусь к Печорину неплохо, ведь, как мне кажется, он вовсе не виноват, его просто довела жизнь до такого состояния, и он стал всего лишь жертвой своего времени, хотя в целом он бы мог изменить свою судьбу, если очень сильно этого захотел. Невозможного ведь нет в нашем мире хоть и в таком жестоком. Вот и все, что хотелось рассказать о Герое нашего времени.