Среди множества стихотворений, посвященных Москве, произведение П. А. Вяземского по изяществу формы, силе воздействия и богатству выразительных средств не имеет себе равных. Оно было написано поэтом, умудренным жизнью, 1868 году, в преклонных годах и свидетельствует о необычайной остроте ума и огромном чувстве любви к родному городу, который он считает святыней. Это настоящий гимн и последний привет человека в финале его жизненного пути.
Стихотворение, «Москва» как драгоценное ожерелье, буквально собрано из тропов и риторических фигур, и поэт великодушно дарит его и читателям, и любимому городу. Здесь и анафора «Сколько … прожил! Сколько растратил …!», отражающая процесс осмысления поэтом прожитых лет, и метафоры – «душу молитвой согрев», «огибая жатвы (в значении несжатые поля)», и метонимия – «красуясь величьем», «струится лентой», «ковчег веры», «поэзия древности», «зарево веков», «волны души», «отблеск отцов».
Город – ключевое слово: поэт его употребляет в стихотворении 10 раз. При упоминании о Москве Вяземский использует антитезы – «старче с вечно младою душой», «Город – …сказка! Город – …быль!» – и огромное количество перифразов – «город холмов», «город зеленых садов», «милая матерь», «чистый источник благ», «красок и образов смесь», «связка хартий (в значении «собрание законов», ставших основой российской государственности)», «моя колыбель», «святыня».
Невозможно перечислить все найденные поэтом яркие эпитеты, среди которых – «колокольный напев», «свежая картина», «мирный инок», «благоуханная древность», «родственные хартии», «доблестный отблеск», «светлое затишье», «кремлевские вершины». Из других средств художественной выразительности можно выделить эллипсис – «город – церквей не дочтешься», аллитерацию – «доблестный отблеск», многосоюзие – «в опыте, в бденьи, в борьбе».
Олицетворения придают изложению теплоту и человечность – «красуясь, город …смотрит, любуясь», «смирилась отвага», дружба согрела, …воспитала, украсила», «время читает». Инверсия – «иноков мирных жилища», «внутренней жизни очаг», «в памяти набожной», «жертвы …кадилом будет Москве мой привет», «вашу вкусил я здесь сладость» – частый прием стихотворений-апологий, создающих у читателя настроение приподнятости. Поэт использует оксюморон «пристани жизни – кладбища, …семейный ночлег», странный только для неверующего человека.
Пространные ряды однородных членов – дополнений: город «холмов и оврагов, садов, … зигзагов, прудов», огибая «жатвы, леса, стены…, …жилища, …ковчег – пристани жизни – кладбища, ночлег », облечь в образ «прелесть труда, наслажденье, мысль», – сказуемых: дружба «согрела, воспитала, украсила» – позволяют описать предметы и явления во всей их полноте.
Утратившего влияние при дворе и в литературном мире поэта молодые демократы грубо критиковали за смену либеральных воззрений на консервативные, за тяжеловесность и архаичность слога. Его пародировали люди, имен которых сейчас не вспомнит никто, а стихи Петра Андреевича, истинного патриота и крупного самодостаточного поэта, навсегда вписаны в золотой фонд русской классики.
Анализ стихотворения Вяземского «Москва»
Объяснение:
Среди множества стихотворений, посвященных Москве, произведение П. А. Вяземского по изяществу формы, силе воздействия и богатству выразительных средств не имеет себе равных. Оно было написано поэтом, умудренным жизнью, 1868 году, в преклонных годах и свидетельствует о необычайной остроте ума и огромном чувстве любви к родному городу, который он считает святыней. Это настоящий гимн и последний привет человека в финале его жизненного пути.
Стихотворение, «Москва» как драгоценное ожерелье, буквально собрано из тропов и риторических фигур, и поэт великодушно дарит его и читателям, и любимому городу. Здесь и анафора «Сколько … прожил! Сколько растратил …!», отражающая процесс осмысления поэтом прожитых лет, и метафоры – «душу молитвой согрев», «огибая жатвы (в значении несжатые поля)», и метонимия – «красуясь величьем», «струится лентой», «ковчег веры», «поэзия древности», «зарево веков», «волны души», «отблеск отцов».
Город – ключевое слово: поэт его употребляет в стихотворении 10 раз. При упоминании о Москве Вяземский использует антитезы – «старче с вечно младою душой», «Город – …сказка! Город – …быль!» – и огромное количество перифразов – «город холмов», «город зеленых садов», «милая матерь», «чистый источник благ», «красок и образов смесь», «связка хартий (в значении «собрание законов», ставших основой российской государственности)», «моя колыбель», «святыня».
Невозможно перечислить все найденные поэтом яркие эпитеты, среди которых – «колокольный напев», «свежая картина», «мирный инок», «благоуханная древность», «родственные хартии», «доблестный отблеск», «светлое затишье», «кремлевские вершины». Из других средств художественной выразительности можно выделить эллипсис – «город – церквей не дочтешься», аллитерацию – «доблестный отблеск», многосоюзие – «в опыте, в бденьи, в борьбе».
Олицетворения придают изложению теплоту и человечность – «красуясь, город …смотрит, любуясь», «смирилась отвага», дружба согрела, …воспитала, украсила», «время читает». Инверсия – «иноков мирных жилища», «внутренней жизни очаг», «в памяти набожной», «жертвы …кадилом будет Москве мой привет», «вашу вкусил я здесь сладость» – частый прием стихотворений-апологий, создающих у читателя настроение приподнятости. Поэт использует оксюморон «пристани жизни – кладбища, …семейный ночлег», странный только для неверующего человека.
Пространные ряды однородных членов – дополнений: город «холмов и оврагов, садов, … зигзагов, прудов», огибая «жатвы, леса, стены…, …жилища, …ковчег – пристани жизни – кладбища, ночлег », облечь в образ «прелесть труда, наслажденье, мысль», – сказуемых: дружба «согрела, воспитала, украсила» – позволяют описать предметы и явления во всей их полноте.
Утратившего влияние при дворе и в литературном мире поэта молодые демократы грубо критиковали за смену либеральных воззрений на консервативные, за тяжеловесность и архаичность слога. Его пародировали люди, имен которых сейчас не вспомнит никто, а стихи Петра Андреевича, истинного патриота и крупного самодостаточного поэта, навсегда вписаны в золотой фонд русской классики.