Один из самых известных и трогательных рассказов Антона Чехова "Ванька" вводит нас в мир девятилетнего мальчика, которого отдали в обучение сапожнику. Мальчик оказался оторванным от родных, его наказывают хозяева и издеваются старшие подмастерья, он часто недоедает и жизнь кажется ему такой беспросветной, что он готов умереть. Единственная надежда Ваньки - написать письмо дедушке, чтобы тот забрал его обратно. Письмо написано и отправлено, вот только адреса мальчик не знал и потому его письмо никогда не дойдет до дедушки. Но у Ваньки родилась надежда на лучшее и он успокоенный уснул.
Главной идеей этого рассказа является то, что в любой самой страшной жизненной ситуации единственным, что может человека оказывается его вера и надежда на лучшее. Имея эту веру человек может пережить все, что уготовано ему судьбой.
Рассказ "Ванька" является гневным обличением бесправного положения ребенка, которое было нормой в и часто случается в современности.
1)Поэзия детства, светлые впечатления, предельная искренность и чистота переданы в словах радости от встречи с Волгой:
О Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я!
Мальчик слит с природой, он «как зверек» , у него неукротимая энергия, которая бьет ключом:
Бегу, бросая камешки,
И песню громкую пою
Про удаль раннюю мою.
Эпитеты «алый блеск» , «темно-голубая волна» подчеркивают полноту восприятия жизни. Спокойная Волга спустя годы не изменилась:
...но ты светла
И величава, как была.
И вдруг все разом изменилось. Мальчик увидел бурлаков. Их «мерный похоронный крик» , стоны и жалобы навсегда оставили след в душе и памяти подростка:
О горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!
Трагизм положения в том, что эта же картина повторяется спустя много лет. Навсегда в его памяти остались картины нечеловеческого труда волжских бурлаков, которые волоком тянули по песчаным отмелям груженные товаром баржи:
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки.
Психологическая характеристика бурлака в стихотворении «На Волге» безрадостна: «Угрюмый, тихий и больной» , «спокойно-безнадежный взор» , «унылый, сумрачный бурлак» и т. д годы, и герой стихотворения снова на волжском берегу видит прежних измученных бурлаков:
Все ту же песню ты поешь,
Все ту же лямку ты несешь,
В чертах усталого лица
Все та ж покорность без конца.
Теперь эта вечная покорность судьбе вызывает уже не только сострадание, но и возмущение, чувство протеста. Потому-то, обращаясь к бурлаку, поэт восклицает:
Объяснение:
Один из самых известных и трогательных рассказов Антона Чехова "Ванька" вводит нас в мир девятилетнего мальчика, которого отдали в обучение сапожнику. Мальчик оказался оторванным от родных, его наказывают хозяева и издеваются старшие подмастерья, он часто недоедает и жизнь кажется ему такой беспросветной, что он готов умереть. Единственная надежда Ваньки - написать письмо дедушке, чтобы тот забрал его обратно. Письмо написано и отправлено, вот только адреса мальчик не знал и потому его письмо никогда не дойдет до дедушки. Но у Ваньки родилась надежда на лучшее и он успокоенный уснул.
Главной идеей этого рассказа является то, что в любой самой страшной жизненной ситуации единственным, что может человека оказывается его вера и надежда на лучшее. Имея эту веру человек может пережить все, что уготовано ему судьбой.
Рассказ "Ванька" является гневным обличением бесправного положения ребенка, которое было нормой в и часто случается в современности.
1)Поэзия детства, светлые впечатления, предельная искренность и чистота переданы в словах радости от встречи с Волгой:
О Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я!
Мальчик слит с природой, он «как зверек» , у него неукротимая энергия, которая бьет ключом:
Бегу, бросая камешки,
И песню громкую пою
Про удаль раннюю мою.
Эпитеты «алый блеск» , «темно-голубая волна» подчеркивают полноту восприятия жизни. Спокойная Волга спустя годы не изменилась:
...но ты светла
И величава, как была.
И вдруг все разом изменилось. Мальчик увидел бурлаков. Их «мерный похоронный крик» , стоны и жалобы навсегда оставили след в душе и памяти подростка:
О горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!
Трагизм положения в том, что эта же картина повторяется спустя много лет. Навсегда в его памяти остались картины нечеловеческого труда волжских бурлаков, которые волоком тянули по песчаным отмелям груженные товаром баржи:
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки.
Психологическая характеристика бурлака в стихотворении «На Волге» безрадостна: «Угрюмый, тихий и больной» , «спокойно-безнадежный взор» , «унылый, сумрачный бурлак» и т. д годы, и герой стихотворения снова на волжском берегу видит прежних измученных бурлаков:
Все ту же песню ты поешь,
Все ту же лямку ты несешь,
В чертах усталого лица
Все та ж покорность без конца.
Теперь эта вечная покорность судьбе вызывает уже не только сострадание, но и возмущение, чувство протеста. Потому-то, обращаясь к бурлаку, поэт восклицает:
Чем хуже был бы твой удел,
Когда б ты менее терпел?