По первому прочтению в школе я воспринял роман как детективную историю с ненужными размышлениями, и, в общем, не очень интересную. Поднакопив жизненный опыт перечитал и был потрясен величием Достоевского и его романа. Каждый его герой, каждая сюжетная линия - это повод задуматься и сделать собственные выводы о жизненно важных вопросах. Ни одной прямой подсказки. Но я сейчас буду говорить об одной линии. Читая, внезапно понял, что человек остается человеком только оставаясь частью общества. Разрушив в своей личности нечто очень важное он становится ИНЫМ, не человеком. Что же такое при этом разрушается? Человечность человека обеспечивают два великих сторожа. Первый из них внешний – само общество, его мораль, его законы (в том числе и юридические), его карательный аппарат. Этот сторож воздействует через страх – страх потерять уважение, страх наказания, страх смерти. Он сильнее воздействует на людей менее развитых, не задающих себе вопроса о своем месте в жизни. Более развитые, по разным причинам начинают освобождаться от страхов и преодолевают их. Иначе как объяснить рост количества преступлений, при количественном и качественном росте контрольных органов? Но основным его недостатком является то, что усиливаясь, этот страж ослабляет второго, внутреннего, потому что на него начинают перекладывать функции внутреннего. Внутренний сторож – это щит воспитания против тех вещей, которые общество считает неприемлемым. У внутреннего стража нет продажных судей, он не спит, он не может обманывать тебя, потому часть тебя. И, когда все остальные барьеры разрушены – он последний бастион, отстаивающий человечность индивида. Страх перед внешним стражем преодолим, перед внутренним нет. Когда Раскольников только подумал о топоре, он уже пренебрег внешним стражем, насильником поневоле. Когда Раскольников мечется «тварь я дрожащая или право имею» - это страх именно перед внутренним стражем, неумолимым и справедливым. И, когда преступает через него, он осознает, что «не старуху я убил, а себя». Он разрушил тот стержень, который делал его человеком. И назад возврата нет. Полицейского заменит другой, душа не заменима. Преступник перед законом может вернуть себе доверие общества и свое. Убивший свою душу, своего внутреннего сторожа останется только оболочкой, как Раскольников. И общество, которое хочет процветания, должно кормить именно внутреннего стража.
Вот эти размышления основное, что я вынес из «Преступления и наказания».
Женщина — символ любви, нежности, материнства и семейного очага. Мужчина — воин, защитник, добытчик. Как правило, именно эти противоположные, но дополняющие друг друга, черты воспевали авторы литературы во всех своих произведениях. Но некоторым мастерам слова удалось нарушить общепринятые каноны и воспеть в литературных шедеврах женщину, как надежную опору своего мужа, сильную и выносливую, мужественную русскую женщину. Именно такой героиней в «Слове ополку Игореве» выступает Ярославна —преданная жена князя Игоря.
Образ Ярославны — олицетворение всех русских женщин того периода — вошел в историю письменности как классический образ отечественной литературы.
Ярославна появляется лишь в одном небольшом эпизоде литературного произведения, однако отведена ей роль раскрывает лучшие проявления женщины во времена Древней Руси. Она любит своего мужа, верна ему и преданна, но ради любви готова пойти на риск, не жалея даже своей собственной жизни. Когда Ярославна узнает о разгроме Игорева войска и о взятии мужа в плен, ее охватывает отчаяние, она горько плачет и готова лететь к любимому, чтобы в последние минуты его жизни «обтирать князю кровавые раны». Но вскоре княгиня упрекает природные стихии в том, что допустили подобное:
О ветер, ты, ветер!К чему же так сильно веешь?На что же наносишь ты стрелы ханскиеСвоими легковейными крыльямиНа воинов лады моей? «Плачь Ярославны» — это олицетворение скорби всех жен полководцев, это их страдания, ожидания, нерушимая вера в победу. Героиня «Слова…» использует любые попытки, чтобы мужу на расстоянии. Она взывает о к реке и солнцу русской земли. И результат не заставляет себя ждать:
И взыграло море. Сквозь туман Вихрь промчался к северу родному — Сам Господь из половецких стран Князю путь указывает к дому. Не смотря на то, что Ярославна в отчаянии, она хватается за последнюю надежду — природные силы. Ее тесная связь с природой выбрана автором не случайно, ведь и саму героиню он сравнивает с кукушкой. Этим сравнением автор передает читателям одиночество княгини, ее жалобный плач
По первому прочтению в школе я воспринял роман как детективную историю с ненужными размышлениями, и, в общем, не очень интересную. Поднакопив жизненный опыт перечитал и был потрясен величием Достоевского и его романа. Каждый его герой, каждая сюжетная линия - это повод задуматься и сделать собственные выводы о жизненно важных вопросах. Ни одной прямой подсказки. Но я сейчас буду говорить об одной линии. Читая, внезапно понял, что человек остается человеком только оставаясь частью общества. Разрушив в своей личности нечто очень важное он становится ИНЫМ, не человеком. Что же такое при этом разрушается? Человечность человека обеспечивают два великих сторожа. Первый из них внешний – само общество, его мораль, его законы (в том числе и юридические), его карательный аппарат. Этот сторож воздействует через страх – страх потерять уважение, страх наказания, страх смерти. Он сильнее воздействует на людей менее развитых, не задающих себе вопроса о своем месте в жизни. Более развитые, по разным причинам начинают освобождаться от страхов и преодолевают их. Иначе как объяснить рост количества преступлений, при количественном и качественном росте контрольных органов? Но основным его недостатком является то, что усиливаясь, этот страж ослабляет второго, внутреннего, потому что на него начинают перекладывать функции внутреннего. Внутренний сторож – это щит воспитания против тех вещей, которые общество считает неприемлемым. У внутреннего стража нет продажных судей, он не спит, он не может обманывать тебя, потому часть тебя. И, когда все остальные барьеры разрушены – он последний бастион, отстаивающий человечность индивида. Страх перед внешним стражем преодолим, перед внутренним нет. Когда Раскольников только подумал о топоре, он уже пренебрег внешним стражем, насильником поневоле. Когда Раскольников мечется «тварь я дрожащая или право имею» - это страх именно перед внутренним стражем, неумолимым и справедливым. И, когда преступает через него, он осознает, что «не старуху я убил, а себя». Он разрушил тот стержень, который делал его человеком. И назад возврата нет. Полицейского заменит другой, душа не заменима. Преступник перед законом может вернуть себе доверие общества и свое. Убивший свою душу, своего внутреннего сторожа останется только оболочкой, как Раскольников. И общество, которое хочет процветания, должно кормить именно внутреннего стража.
Вот эти размышления основное, что я вынес из «Преступления и наказания».
Образ Ярославны — олицетворение всех русских женщин того периода — вошел в историю письменности как классический образ отечественной литературы.
Ярославна появляется лишь в одном небольшом эпизоде литературного произведения, однако отведена ей роль раскрывает лучшие проявления женщины во времена Древней Руси. Она любит своего мужа, верна ему и преданна, но ради любви готова пойти на риск, не жалея даже своей собственной жизни. Когда Ярославна узнает о разгроме Игорева войска и о взятии мужа в плен, ее охватывает отчаяние, она горько плачет и готова лететь к любимому, чтобы в последние минуты его жизни «обтирать князю кровавые раны». Но вскоре княгиня упрекает природные стихии в том, что допустили подобное:
О ветер, ты, ветер!К чему же так сильно веешь?На что же наносишь ты стрелы ханскиеСвоими легковейными крыльямиНа воинов лады моей?
«Плачь Ярославны» — это олицетворение скорби всех жен полководцев, это их страдания, ожидания, нерушимая вера в победу. Героиня «Слова…» использует любые попытки, чтобы мужу на расстоянии. Она взывает о к реке и солнцу русской земли. И результат не заставляет себя ждать:
И взыграло море. Сквозь туман Вихрь промчался к северу родному — Сам Господь из половецких стран Князю путь указывает к дому.
Не смотря на то, что Ярославна в отчаянии, она хватается за последнюю надежду — природные силы. Ее тесная связь с природой выбрана автором не случайно, ведь и саму героиню он сравнивает с кукушкой. Этим сравнением автор передает читателям одиночество княгини, ее жалобный плач