1. Биография Базарову не дается; говорится только о том, что он принадлежит к течению нигилистов.
"Павел Петрович Кирсанов воспитывался сперва дома, так же как и младший брат его Николай, потом в пажеском корпусе. Он с детства отличался замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен — он не мог не нравиться. Он начал появляться всюду, как только вышел в офицеры. Его носили на руках, и он сам себя баловал, даже дурачился, даже ломался; но и это к нему шло. Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему. Он жил, как уже сказано, на одной квартире с братом, которого любил искренно, хотя нисколько на него не походил." "Павел Петрович ни одного вечера не проводил дома, славился смелостию и ловкостию (он ввел было гимнастику в моду между светскою молодежью) ипрочел всего пять, шесть французских книг. На двадцать восьмом году от роду он уже был капитаном;..."
2. Базаров: "... человек высокого роста, ..."Лицо "длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум. Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа."
Кирсанов"... человеку среднего роста, ...""На вид ему было лет сорок пять; его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза.""Этакие у него удивительные воротнички, точно каменные, и подбородок так аккуратно выбрит.""На нем был изящный утренний, в английском вкусе, костюм; на голове красовалась маленькая феска. Эта феска и небрежно повязанный галстучек намекали на свободу деревенской жизни; но тугие воротнички рубашки, правда не белой, а пестренькой, как оно и следует для утреннего туалета, с обычною неумолимостью упиралась в выбритый подбородок."
3. Базаров: отрывист, четок в своих изречениях Кирсанов: речь на французский манер
4. Базаров: "он церемоний не любит" "Он нигилист. Ничего не уважает, ко всему относится с критической точки зрения. Человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип""Всякий человек сам себя воспитать должен"
Кирсанов: "Всю жизнь свою устроил на английский вкус, редко видался с соседями.""Личность, милостивый государь, -- вот главное: человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится."
5. Базаров: "Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал этакой человек - не мужчина, не самец." (Киприянова)"...Ты анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество...""...я вас любил, это и прежде не имело никакого смысла, а теперь и подавно. Любовь - форма, а моя собственная форма уже разлагается..."
Кирсанов: "Тяжело было Павлу Петровичу даже тогда, когда княгиня Р. его любила; но когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел. Как отравленный, бродил он с места на место; он сохранил все привычки светского человека; он мог похвастаться двумя, тремя новыми победами; но он уже не ждал ничего особенного ни от себя, ни от других и ничего не предпринимал. Он состарился, поседел; сидеть по вечерам в клубе, желчно скучать, равнодушно поспорить в холостом обществе стало для него потребностию, -- знак, как известно, плохой. О женитьбе он, разумеется, и не думал."
6. Базаров: "... он обыкновенно встает рано и отправляется куда-нибудь.""Этот лекарский сын почти не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было слышно чтото грубое, почти дерзкое..."
Кирсанов: Павел Петрович медленно похаживал взад и вперед по столовой (он никогда не ужинал), изредка отхлебывая из рюмки, наполненной красным вином, и еще реже произнося какое-нибудь замечание или скорее восклицание, вроде "а! эге! гм!".
7. "В десяти шагах? это так; мы на это расстояние ненавидим друг друга."
«Сравнительная характеристика образов Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой в драмах Островского «Гроза» и «Бесприданница»
Я выбрал эту тему, потому что она связана с ключевыми моментами в развитии русской литературы, в первую очередь в вопросах создания женских образов.
Две драмы Островского посвящены одной и той же проблеме – положению женщины в русском обществе. Эта проблема рассматривалась во многих других произведениях и была актуальна во все времена. Женскому образу авторы всегда уделяют много внимания, так как этот образ нельзя считать однозначным, каждая женщина индивидуальна. Поэтому у каждого автора получался свой образ женщины («некрасовские женщины» , «тургеневские девушки») .
Женские образы всегда занимают одно из основных мест в произведении. Так и в драмах Островского «Гроза» и «Бесприданница» образы Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой занимают центральное место.
Целью моей работы было определение значения образов Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой для творчества А. Н. Островского, а также влияния этих женских образов на развитие русской литературы в целом.
Главные героини двух пьес Островского значительно различаются по своему социальному положению, зато очень схожи своими трагическими судьбами. Катерина в «Грозе» - жена богатого, но слабовольного купца, всецело находящегося под влиянием деспотичной матери. Лариса в «Бесприданнице» - красивая незамужняя девушка, рано лишившаяся отца и воспитанная матерью, женщиной небогатой, очень энергичной, которая к самодурству, в отличие от свекрови Катерины, не склонна. Кабаниха печётся о счастье сына Тихона, как она его понимает. Харита Игнатьевна Огудалова столь же ревностно заботится о счастье дочери Ларисы, опять-таки, в своём понимании. В результате бросается в Волгу Катерина и гибнет от рук неудачника-жениха Лариса. В обоих случаях героиням суждено умереть, хотя родные и близкие желали им только добра.
Главных героинь, Катерину и Ларису, часто сравнивают друг с другом.
Они обе стремились к свободе, обе получили её не в этом мире, обе были чистыми и светлыми натурами, любили недостойных, всей своей сущностью показывали протест против «темного царства» (общество города Бряхимова так же подходит под это определение) .
Суть конфликта в драмах разная. В «Грозе» столкновение происходит между самодурами и их жертвами. В пьесе очень сильны мотивы несвободы, духоты, подавления, замкнутости пространства. В «Бесприданнице» чрезвычайно силён другой мотив, которого не было в «Грозе» - мотив денег. Именно он формирует конфликт драмы.
Характер Катерины целен устойчив и решителен. Лариса же не на решительный поступок. Главное их различие в выражении протеста против «тёмного царства» . Катерина – натура гораздо более сильная, чем Лариса. И трагедия Катерины гораздо глубже, чем трагедия Ларисы.
«Гроза» и «Бесприданница» живы сегодня и будут жить завтра не только потому, что в этих пьесах запечатлена человеческая драма женщины, но и потому что судьбы Катерины и Ларисы будут вечным напоминанием о том, что человек должен всегда оставаться человеком. .
"Павел Петрович Кирсанов воспитывался сперва дома, так же как и младший брат его Николай, потом в пажеском корпусе. Он с детства отличался замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен — он не мог не нравиться. Он начал появляться всюду, как только вышел в офицеры. Его носили на руках, и он сам себя баловал, даже дурачился, даже ломался; но и это к нему шло. Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему. Он жил, как уже сказано, на одной квартире с братом, которого любил искренно, хотя нисколько на него не походил." "Павел Петрович ни одного вечера не проводил дома, славился смелостию и ловкостию (он ввел было гимнастику в моду между светскою молодежью) ипрочел всего пять, шесть французских книг. На двадцать восьмом году от роду он уже был капитаном;..."
2. Базаров: "... человек высокого роста, ..."Лицо "длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум. Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа."
Кирсанов"... человеку среднего роста, ...""На вид ему было лет сорок пять; его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза.""Этакие у него удивительные воротнички, точно каменные, и подбородок так аккуратно выбрит.""На нем был изящный утренний, в английском вкусе, костюм; на голове красовалась маленькая феска. Эта феска и небрежно повязанный галстучек намекали на свободу деревенской жизни; но тугие воротнички рубашки, правда не белой, а пестренькой, как оно и следует для утреннего туалета, с обычною неумолимостью упиралась в выбритый подбородок."
3. Базаров: отрывист, четок в своих изречениях
Кирсанов: речь на французский манер
4. Базаров: "он церемоний не любит"
"Он нигилист. Ничего не уважает, ко всему относится с критической точки зрения. Человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип""Всякий человек сам себя воспитать должен"
Кирсанов: "Всю жизнь свою устроил на английский вкус, редко видался с соседями.""Личность, милостивый государь, -- вот главное: человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится."
5. Базаров: "Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал этакой человек - не мужчина, не самец." (Киприянова)"...Ты анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество...""...я вас любил, это и прежде не имело никакого смысла, а теперь и подавно. Любовь - форма, а моя собственная форма уже разлагается..."
Кирсанов: "Тяжело было Павлу Петровичу даже тогда, когда княгиня Р. его любила; но когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел. Как отравленный, бродил он с места на место; он сохранил все привычки светского человека; он мог похвастаться двумя, тремя новыми победами; но он уже не ждал ничего особенного ни от себя, ни от других и ничего не предпринимал. Он состарился, поседел; сидеть по вечерам в клубе, желчно скучать, равнодушно поспорить в холостом обществе стало для него потребностию, -- знак, как известно, плохой. О женитьбе он, разумеется, и не думал."
6. Базаров: "... он обыкновенно встает рано и отправляется куда-нибудь.""Этот лекарский сын почти не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было слышно чтото грубое, почти дерзкое..."
Кирсанов: Павел Петрович медленно похаживал взад и вперед по столовой (он никогда не ужинал), изредка отхлебывая из рюмки, наполненной красным вином, и еще реже произнося какое-нибудь замечание или скорее восклицание, вроде "а! эге! гм!".
7. "В десяти шагах? это так; мы на это расстояние ненавидим друг друга."
«Сравнительная характеристика образов Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой в драмах Островского «Гроза» и «Бесприданница»
Я выбрал эту тему, потому что она связана с ключевыми моментами в развитии русской литературы, в первую очередь в вопросах создания женских образов.
Две драмы Островского посвящены одной и той же проблеме – положению женщины в русском обществе. Эта проблема рассматривалась во многих других произведениях и была актуальна во все времена. Женскому образу авторы всегда уделяют много внимания, так как этот образ нельзя считать однозначным, каждая женщина индивидуальна. Поэтому у каждого автора получался свой образ женщины («некрасовские женщины» , «тургеневские девушки») .
Женские образы всегда занимают одно из основных мест в произведении. Так и в драмах Островского «Гроза» и «Бесприданница» образы Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой занимают центральное место.
Целью моей работы было определение значения образов Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой для творчества А. Н. Островского, а также влияния этих женских образов на развитие русской литературы в целом.
Главные героини двух пьес Островского значительно различаются по своему социальному положению, зато очень схожи своими трагическими судьбами. Катерина в «Грозе» - жена богатого, но слабовольного купца, всецело находящегося под влиянием деспотичной матери. Лариса в «Бесприданнице» - красивая незамужняя девушка, рано лишившаяся отца и воспитанная матерью, женщиной небогатой, очень энергичной, которая к самодурству, в отличие от свекрови Катерины, не склонна. Кабаниха печётся о счастье сына Тихона, как она его понимает. Харита Игнатьевна Огудалова столь же ревностно заботится о счастье дочери Ларисы, опять-таки, в своём понимании. В результате бросается в Волгу Катерина и гибнет от рук неудачника-жениха Лариса. В обоих случаях героиням суждено умереть, хотя родные и близкие желали им только добра.
Главных героинь, Катерину и Ларису, часто сравнивают друг с другом.
Они обе стремились к свободе, обе получили её не в этом мире, обе были чистыми и светлыми натурами, любили недостойных, всей своей сущностью показывали протест против «темного царства» (общество города Бряхимова так же подходит под это определение) .
Суть конфликта в драмах разная. В «Грозе» столкновение происходит между самодурами и их жертвами. В пьесе очень сильны мотивы несвободы, духоты, подавления, замкнутости пространства. В «Бесприданнице» чрезвычайно силён другой мотив, которого не было в «Грозе» - мотив денег. Именно он формирует конфликт драмы.
Характер Катерины целен устойчив и решителен. Лариса же не на решительный поступок. Главное их различие в выражении протеста против «тёмного царства» . Катерина – натура гораздо более сильная, чем Лариса. И трагедия Катерины гораздо глубже, чем трагедия Ларисы.
«Гроза» и «Бесприданница» живы сегодня и будут жить завтра не только потому, что в этих пьесах запечатлена человеческая драма женщины, но и потому что судьбы Катерины и Ларисы будут вечным напоминанием о том, что человек должен всегда оставаться человеком. .
Объяснение: