Князь Игорь (Главный герой «Слова о полку Игореве» – князь Игорь, организатор похода русского княжества против половцев. Храбрый, мужественный русский князь, радеющий за защиту родной земли от врагов. Его горячность и бойцовский характер, не дают ему вести спокойную жизнь. Честолюбивый князь, несмотря на плохие предзнаменования, самоуверенно повел свое войско на половцев. Сложились неблагоприятные обстоятельства, и отважный витязь потерпел поражение, попал в плен к врагу.)
Всеволод (брат князя Игоря, вместе с ним отправляется в поход. Сильный, отважный богатырь. Настолько сильна его любовь к родной земле и отечеству, что, когда ведет ожесточенный бой с врагами, забывает обо всем на свете. Он даже не чувствует, что ранен, он не вспоминает ни о жене, ни о чести, ни о богатстве. Как и Игорь, оказывается в плену врага.)
Святослав (Мудрый и справедливый правитель земли русской, отец героев, отправившихся в поход на половцев. Умный и глубоко мыслящий человек, он понимал, какой вред несут междоусобные войны, и стремился к объединению Руси. Святослав осознает, что только сплочение мелких княжеств в единое целое, может создать непобедимое и могучее государство.)
Образ "великого государя" "Капитанской дочки" многогранен: Пугачев то злобен, то великодушен, то хвастлив, то мудр, то отвратителен, то всевластен, то зависим от окружения. Он связан не только со страшными событиями екатерининской эпохи, но и с полувымышленными событиями пушкинской повести; зависит не только от расстановки социальных сил, но и от расстановки сил сюжетных. Пушкин последовательно соотносит образ народного вождя с образами дворянских генералов, с образами "людей из толпы", даже с образом Екатерины II, но главное сопоставление - все-таки с образом Петруши Гринева, обычного человека, действующего в великой истории. Пугачев неотделим от стихии; он вызывает ее к жизни, он ведет ее за собою, и в то же время подчиняется ее безличной власти. Потому впервые на страницах повести он появляется во время снежного бурана, как бы рождаясь из самой его сердцевины. Герои (Гринев и его слуга Савельич) бессильны против буйства непогоды; они заблудились; снег заметает их, но внезапно появившийся чернобородый казак говорит: "Дорога-то здесь, я стою на твердой полосе". В этом и дело, что твердая полоса Пугачева - это беспутье; он - проводник, дорожный бездорожья; он выводит путников по звездам - и его собственная звезда ведет его по историческому пути. Пушкину настолько важно раз и навсегда связать образ Пугачева с величественной и смертоносной символикой снега, что он легко поступается реальной хронологией. Страшный буран происходил в самом начале сентября; это не до конца правдоподобно, зато работает на построение образа и сюжета, дает возможность Петруше пожертвовать для Пугачева заячий тулупчик - в благодарность за путеводство и просто из человеческого сочувствия к казаку, в холода пропившему свой тулуп. И затем Пугачев неизменно будет появляться в сопровождении зимнего пейзажа; и как иначе, если он свалился на Российское государство как снег на голову? Центральная проблема повести проблема человеческой свободы перед лицом исторических обстоятельств. Именно поэтому Пугачев показан не глазами приближенного (иначе то была бы лубочная картинка с великим государем, торжествующим властелином судьбы - как в полулегендарных отзывах пугачевцев о своем вожде), и не глазами опытного дворянского историка (тогда получилась бы карикатура на Самозванца - как в официальном извещении о Пугачеве, которое "объявляет" комендант Белогорской крепости). Пугачев показан глазами простого и честного дворянина. Кроме того, действие повести начинает разворачиваться в 1773 году, а это дает возможность показать Пугачева не только во время, но и до восстания, когда за ним не тянется еще шлейф ярко описанных преступлений, Как только герои выбираются из бурана, мы видим перед собой сорокалетнего мужика, среднего роста, худощавого, широкоплечего, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным выражением лица. Ничего "мистического", "избраннического" в этом облике нет; потому особенно комичным покажется нам более поздний рассказ рядового казака о том, как "государь" по-царски скушал двух поросят и показывал в бане свои царские знаки на грудях.
Объяснение:
Князь Игорь (Главный герой «Слова о полку Игореве» – князь Игорь, организатор похода русского княжества против половцев. Храбрый, мужественный русский князь, радеющий за защиту родной земли от врагов. Его горячность и бойцовский характер, не дают ему вести спокойную жизнь. Честолюбивый князь, несмотря на плохие предзнаменования, самоуверенно повел свое войско на половцев. Сложились неблагоприятные обстоятельства, и отважный витязь потерпел поражение, попал в плен к врагу.)
Всеволод (брат князя Игоря, вместе с ним отправляется в поход. Сильный, отважный богатырь. Настолько сильна его любовь к родной земле и отечеству, что, когда ведет ожесточенный бой с врагами, забывает обо всем на свете. Он даже не чувствует, что ранен, он не вспоминает ни о жене, ни о чести, ни о богатстве. Как и Игорь, оказывается в плену врага.)
Святослав (Мудрый и справедливый правитель земли русской, отец героев, отправившихся в поход на половцев. Умный и глубоко мыслящий человек, он понимал, какой вред несут междоусобные войны, и стремился к объединению Руси. Святослав осознает, что только сплочение мелких княжеств в единое целое, может создать непобедимое и могучее государство.)
Образ "великого государя" "Капитанской дочки" многогранен: Пугачев то злобен, то великодушен, то хвастлив, то мудр, то отвратителен, то всевластен, то зависим от окружения. Он связан не только со страшными событиями екатерининской эпохи, но и с полувымышленными событиями пушкинской повести; зависит не только от расстановки социальных сил, но и от расстановки сил сюжетных. Пушкин последовательно соотносит образ народного вождя с образами дворянских генералов, с образами "людей из толпы", даже с образом Екатерины II, но главное сопоставление - все-таки с образом Петруши Гринева, обычного человека, действующего в великой истории.
Пугачев неотделим от стихии; он вызывает ее к жизни, он ведет ее за собою, и в то же время подчиняется ее безличной власти. Потому впервые на страницах повести он появляется во время снежного бурана, как бы рождаясь из самой его сердцевины. Герои (Гринев и его слуга Савельич) бессильны против буйства непогоды; они заблудились; снег заметает их, но внезапно появившийся чернобородый казак говорит: "Дорога-то здесь, я стою на твердой полосе". В этом и дело, что твердая полоса Пугачева - это беспутье; он - проводник, дорожный бездорожья; он выводит путников по звездам - и его собственная звезда ведет его по историческому пути.
Пушкину настолько важно раз и навсегда связать образ Пугачева с величественной и смертоносной символикой снега, что он легко поступается реальной хронологией. Страшный буран происходил в самом начале сентября; это не до конца правдоподобно, зато работает на построение образа и сюжета, дает возможность Петруше пожертвовать для Пугачева заячий тулупчик - в благодарность за путеводство и просто из человеческого сочувствия к казаку, в холода пропившему свой тулуп. И затем Пугачев неизменно будет появляться в сопровождении зимнего пейзажа; и как иначе, если он свалился на Российское государство как снег на голову?
Центральная проблема повести проблема человеческой свободы перед лицом исторических обстоятельств. Именно поэтому Пугачев показан не глазами приближенного (иначе то была бы лубочная картинка с великим государем, торжествующим властелином судьбы - как в полулегендарных отзывах пугачевцев о своем вожде), и не глазами опытного дворянского историка (тогда получилась бы карикатура на Самозванца - как в официальном извещении о Пугачеве, которое "объявляет" комендант Белогорской крепости). Пугачев показан глазами простого и честного дворянина. Кроме того, действие повести начинает разворачиваться в 1773 году, а это дает возможность показать Пугачева не только во время, но и до восстания, когда за ним не тянется еще шлейф ярко описанных преступлений, Как только герои выбираются из бурана, мы видим перед собой сорокалетнего мужика, среднего роста, худощавого, широкоплечего, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным выражением лица. Ничего "мистического", "избраннического" в этом облике нет; потому особенно комичным покажется нам более поздний рассказ рядового казака о том, как "государь" по-царски скушал двух поросят и показывал в бане свои царские знаки на грудях.