Напишите эссе на тему "Цель и средства ее достижения" (по произведениям А.С. Грибоедова "Горе от ума", Н.В. Гоголя "Мертвые души"). (200-250 слов) Я считаю, что каждый человек, в независимости от гендерной, расовой, возрастной, религиозной принадлежности, следует своей цели. Исходя из характера человека и окружающих обстоятельств, будут меняться средства достижения этой цели. Тема цели и средств достижения раскрывается в большой части всех произведений, если не во всех.
Потому что даже прозаик Николай Васильевич Гоголь, раскрывая проблему цели и средств достижения, описал неоднозначный образ жизни главного героя в произведении «Мертвые души». Чичиков хочет «жарко заняться службою, всё победить и преодолеть». Он может производить на читателя положительное впечатление: терпеливый, самоотверженный и ограничивающий себя в нуждах герой произведения. Противовесом его характера являются средства достижения собственной цели: «принялся угождать во всяких незаметных мелочах» собственному начальству, начал ухаживать за его дочерью и пообещал сделать ей предложение руки и сердца. Законы морали Чичиков фактически отвергает, пользуется ложью, крайне расчетлив, лицемерен и циничный человек в целом. В финале фрагмента Николай Васильевич Гоголь акцентирует внимание на том, что нравственный «порог» был наиболее тяжелым, и после этого Чичикову не составляло проблем лгать («Я привык ни в чем не отступать от гражданских законов, хотя за это и потерпел на службе»), угождать («В разговорах с сими властителями он очень искусно умел польстить каждому») и подличать людям во имя достижения собственных целей. Свернув с нравственного пути – тяжко на него вернуться, используя наглые, безобразные средства достижения цели, забывая про мораль и чувства других людей, человек уже перестает ценить законы морали. Основная мысль Гоголя, как автора: стоит ли отвержение собственной человечности, принципов, морали, законов достижения поставленной цели, стоимость которой ты не оценить? В мире множество других аферистов, и огромная часть этих людей занимается благотворительностью, но обманом отбирают деньги у крупных компаний, государства. Но именно Чичикову и его характеру, соответствуют столь отвратительные средства достижения своей цели.
Я могу подтвердить свое мнение противостоянием философии Молчалина и Чацкого в произведении Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Целью Чацкого является изменение общества, а средствами смелость, честность и выявление пороков. А целью Молчалина можно назвать получение чинов и собственное благосостояние, а средствами подлость, прислуживание высшим чинам, использование других людей. Чацкий заявлял: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!», а Молчалин говорил: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь», «Ведь надобно зависеть от других». Почему их цели и средства кардинально отличаются? Чацкий моложе Молчалина, был сиротой, поэтому его не испортило жадное общество, в отличие от Молчалина, который рос в семье мещан.
Исходя из выше перечисленного, цели не всегда оправдывают собственных средств достижения, и также, цели и средства напрямую зависят от личности, обстоятельств и опыта человека.
Автор раскрывает перед читателем, как важно не потерять в себе чувство сострадания к другим людям в наши дни. Хотя рассказ и небольшой по своему содержанию, но в нем раскрыта проблема человека, знающего себе цену, но потерявшего свое человеческое подобие из-за неумения сострадать и ближнему. Все сводится к простым отношениям, которые заключаются в купле-продажи. В случае недостатка у человека материальных средств, его фактически бросают умирать, не желая ни о чем слушать. В лице провизора можно увидеть личность, которая руководствуется строгими правилами, не имея снисхождения к проблемам своих клиентов.
Синяя птица
У некоторых германских народов синяя птица издавна служит символом счастья. «Гоняться за синей птицей» – значить искать счастья. Понятно, как сложился этот символ: в Европе по-настоящему синих птиц нет, и поймать такую птицу по меньшей мере трудно.
Русский народ не знал ни этого образа, ни этого выражения до начала девятисотых годов. В те годы у нас стала известной пьесы «Синяя птица» бельгийского писателя М. Метерлинка. Автор построил ее именно на представлении, о котором только что была речь. Малыши Тильтиль и Митиль, дети бедняка дровосека, пускаются в путь на поиски «синей птицы», но возвращаются в дом без нее: самым синим из всех птиц оказывается скворец, который жил у них в избушке.
С этого времени и у нас «синяя птица» стала символом недостижимого счастья, несбыточной, хотя и прекрасной мечты. А «охотиться за синей птицей» – искать невозможного, тратить время и силы впустую. Как видите, это одно из тех словосочетаний, которое не родилось в давние времена, в толще народа, а было совсем недавно подхвачено в западной литературе интеллигентными людьми. Оно и сейчас живет только в языке людей образованных; если вы скажете: «Ты гоняешься за синей птицей», – вас поймать не каждый.