Напишите эссе на тему «История души человеческой в романе «Герой нашего времени»», с опорой на эпизоды, в которых в большей степени проявились лучшие/худшие качества героя; определите позицию автора, используйте образные средства.
мелочи(что должно включать эссе):
выражения авторской позиции
• анализ основных изобразительных средств и приемов, раскрывающие авторскую позицию
• высказывание в соответствие с темой
• представление критического анализа использованных автором структур, приемов, средств для передачи идейного смысла
• привлечение литературного материала (цитаты/ссылки на конкретные эпизоды) для аргументации
• использование литературных терминов эффективно и уместно
в поэме м. ю. лермонтова «песня про царя ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца калашникова» изображена эпоха ивана грозного, времена опричнины. одним из центральных персонажей поэмы является царь иван васильевич. именно он вершит судьбы людей, казнит или милует.
в первой главе поэмы описывается царский пир:
и пирует царь во славу божию,
в удовольствие свое и веселие.
образ ивана грозного охарактеризован ярко: он то улыбается, наливая лучшего вина опричникам, то хмурится, когда видит, что его любимый слуга кирибеевич не весел, то щедр, узнав о любовной тоске молодого опричника.
на москве-реке сходятся лучшие удалые бойцы на кулачный бой, чтобы «потешить царя своего батюшку», среди них два серьезных противника: молодой опричник кирибеевич и удалой купец калашников. гнев ивана грозного, увидевшего смерть своего верного слуги, ужасен:
…топнул о землю
и нахмурил брови черные;
повелел он схватить удалова купца
и его пред лицо свое.
но степан парамонович калашников не боится гнева царского, так как его дело правое: он защищает честь своей семьи. иван васильевич уважает решение купца не говорить причину, по которой он «вольной волею» убил опричника кирибеевича. милость царская отныне распространяется на семью калашникова:
молодую жену и сирот твоих
из казны моей я ,
твоим братьям велю от сего же дня
по всему царству широкому
торговать безданно, беспошлинно.
но сам купец должен погибнуть, и тут жестокость ивана грозного не знает границ:
а ты сам ступай, детинушка,
на высокое место лобное,
сложи свою буйную головушку.
я топор велю наточить-навострить…
таким образом, в поэме «песня про царя ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца калашникова» изображен противоречивый образ царя: с одной стороны – веселого и щедрого, а с другой – жестокого и коварного.
образ царя ивана васильевича в поэме м. ю. лермонтова «песня про царя ивана васильевича, молодого опричника
и удалого купца калашникова»
В нынешней литературе рассказывающие произведения маленького по величине объема принято называть рассказами. Он считается один из жанров прозы, для которого характерны маленький круг действующих лиц и краткие временные события, которые описывает автор.
В его структурном скелете наиболее четко просматриваются начало, кульминация и развязка. Кульминацией принято считать точку наивысшего напряжения в развитии литературного произведения, часто именно этот сюжет является самым запоминающимся для читающего.
Этот жанр не случайно восходит к фольклору, уже много тысячелетий назад люди досконально собирали различные сказания и былины, передавая таким образом все накопленные знания младшему поколению. С развитием общества эти произведения стали носить не только лишь поучительный, но и авантюрно-развлекательный характер.
В России вплоть до девятнадцатого века не было такого жанра, как рассказ. Вся проза делилась на повести и романы. Именно в том время у авторов появилась надобность выделить небольшие интересные произведения в новый жанр. Большую роль в этом сыграли современные авторы, чьи рассказы до сих пор уважаемы и всеми любимы.