На юго-западе украины, в семье богатых деревенских помещиков попельских, рождается слепой мальчик. вначале никто не замечает его слепоты, лишь мать догадывается об этом по странному выражению лица маленького петруся. доктора страшную догадку. мать и дядя максим стараются мальчику осмысливать звуки и ощущения. у петруся нет друзей, кроме эвелины. дети вырастают, а дружба их становится все крепче. петр женится на эвелине, у них рождается сын. отец боится, что мальчик будет слепым. и когда врач сообщает, что ребенок, несомненно, зряч, петра охватывает такая радость, что на несколько мгновений ему кажется, будто он сам все видит: небо, землю, своих близких. через 3 года петр становится известен своим музыкальным талантом. в киеве, во время ярмарки «контракты» , многочисленная публика собирается слушать слепого музыканта, о судьбе которого уже ходят легенды. максим понимает, что петр сумел почувствовать жизнь в её полноте, напомнить людям о чужих страданиях. сознавая в этом и свою заслугу, максим убеждается, что прожил жизнь не зря.
Программа по русской литературе содержит рекомендации, которые обязательно нужно учесть
при подготовке к вступительному экзамену по литературе. Первое непреложное требование к абиту-
риенту на экзамене по литературе – знание художественного текста, поэтому программа начинается
со списка авторов и художественных произведений (Раздел I).
На экзамене также высоко оценивается знание теории литературы, умение абитуриента пользо-
ваться литературоведческими терминами (Раздел V). Вопросы по теории литературы не выходят за
рамки школьного курса и могут быть изучены по учебникам средней школы. При подготовке к экза-
мену следует обратить особое внимание на те понятия, термины и категории, которые использованы
при характеристике творчества того или иного автора.
По каждой теме (или автору) приводится список дополнительной справочной и критической
литературы, которая рекомендована при подготовке к экзамену. Можно прибегать и к другим иссле-
довательским и критическим источникам, если они отвечают программным требованиям.
Комментированная программа (Раздел II, III) – это краткий «путеводитель» по древнерусской
литературе, литературе XVIII, XIX и XX веков, который должен абитуриенту при подготовке
ответов на экзаменационные вопросы.
В приложении даны примерные темы сочинений, предлагаемых на вступительных экзаменах, а
также приведены требования, предъявляемые к экзаменационным сочинениям.
Данная программа в целом определяет информационную базу будущего студента, с учетом ко-
торой строятся профилирующие университетские курсы по истории и теории литературы.
1. Список литературных произведений
В приведенном списке указаны произведения, рекомендованные для чтения абитуриентам, сда-
ющим вступительный экзамен по литературе. Звездочкой помечены те произведения и авторы, кото-
рые не включены в экзаменационные билеты устных и письменных (сочинение) экзаменов, но важны
для более полного представления о русской литературе разных периодов.
*Древнерусская литература
Летописи («Повесть временных лет»). «Поучение» Владимира Мономаха. Слово о полку Иго-
реве. Повесть о Петре и Февронии муромских.
*Русская литература XVIII века
М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на российский престол Ея Величества государыни
императрицы Елисаветы Петровны 1747 года. «Случились вместе два Астронома в пиру...». Памят-
ник.
Г. Р. Державин. Фелица. Бог. Водопад. На птичку. Снигирь. Признание. «Река времен в своем
стремленьи...». Памятник.
Д. И. Фонвизин. Недоросль.
А. Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность.
Русская литература XIX века
*В. А. Жуковский. Вечер. К ней. Светлана. Людмила. Певец во стане русских воинов.
*К. Ф. Рылеев. К временщику. «Я ль буду в роковое время...» Думы. Войнаровский.
*И. А. Крылов. Басни (2-3 по выбору).
А. С. Грибоедов. Горе от ума.
А. С. Пушкин. Вольность. Деревня. К Чаадаеву. «Свободы сеятель пустынный...» К морю. К***
(«Я помню чудное мгновенье...») 19 октября («Роняет лес багряный свой убор...»). Зимний вечер.
Пророк. Стансы. Няне. 19 октября 1827. Арион. Анчар. Зимнее утро. «Во глубине сибирских руд...»
«На холмах Грузии лежит ночная мгла...» Поэт и толпа. Поэт («Пока не требует поэта...»).