Вот стоит передо мной Маруся. Автор рассказывает не только о ее губки и носик, а выписывает каждую деталь ее внешности, каждый штрих ее одежды. Указывается на цвет, название, особенности материала каждой части девичьего наряда, рассказывается, какие у нее ожерелье, дукаты, сетки, вышивки и другие мелочи туалета молодой девушки: «Высокая, прямесенька, как стрелочка, черненькая, глаза, как терновые ягодки, бровоньки, как на прямой, личиком красная, как барская рожа, что в саду цветет, носок так себе прямой, с горбинкой, а губки как цвиточ десятки расцветают, и меж ними зубоньки, будто Жарнове-Ивки, как одна, на ниточпи нанизаны ». Можно и дальше продолжать этот портрет. Но одно становится понятным: не надо никаких энциклопедий, чтобы узнать Украинские жизни. Лучше всего - взять повесть Г. Квитки-Основьяненко «Маруся» и прочитать. Автор изобразил в ней главные обычаи и ритуалы украинского народа. Поэтически изображена свадьба у подруги Марусиной, где девушка впервые увидела красивого парня Василия. Квитка-Основьяненко и здесь придерживается принципа описывать все подробно: «тройственное музыка игра, духа: скрипят скрипки, звенят цимбалы, а вместо баса, сам скрипник сквозь зубы гудит и причмокивает». А с каким мастерством изображены мальчишник танец - «горлица»! Кажется, что еще минута, и ты сам пойдешь в круг, чтобы станцевать «дрибушки» или «вприсядку». Движение, темперамент или плавность - все талантливо схвачено автором. На основании таких описаний можно восстановить самом движения танца или приготовить упомянутые в произведении блюда, сшить соответствующий наряд. Удивляешься, как в такой небольшой по объему повести можно было обо всем рассказать, причем рассказать подробно, до мелочей.