Одно из самых известных произведений Фёдора Михайловича Достоевского — «Преступление и наказание», позволяющее читателю полностью погрузиться в мысли человека несчастного, фактически больного из-за мыслей, терзающих его далеко не светлую голову. Раскольникова нельзя назвать злодеем, но можно — отчаянным и отчаявшимся, эгоистичным и нездоровым в своих суждениях и своей теории. Название как нельзя лучше отображает всю суть романа; дело тут вряд ли в том, что каждый на законодательном уровне рано или поздно, так или иначе, а получает наказание за своё преступление, Достоевский показывает нам все на чуть более высоком уровне — на моральном: если есть в тебе человеческое начало, совесть твоя тебя и накажет, жить спокойно не даст, изнутри пожирать начнёт, прогрызать в душе самой червоточины. Так, например, Родион Романович и мысли допустить не мог, как сильно будет страдать после убийства старухи-процентщицы, ведь, следуя своей теории, он понимал: право имеет. Теория Раскольникова заключалась в том, что люди делятся на два типа или, если угодно, разряда: обычные, которых большинство — «твари дрожащие», и избранное меньшинство — «сильные личности», «имеющие право» совершать любые деяния. Главным критерием для разграничения этих типов было ничто иное, как отношение к нравственности. По мнению Родиона, сильные люди ни за что не станут ограничивать себя моральными и нравственными рамками — это удел «материала для истории», но не для ее творцов, именно это и позволяет им совершать великое, насколько бы ужасным оно ни было. И тогда герой романа решает проверить себя – сможет ли он преступить нравственный закон? Исходя из результатов, Родион должен был ответить себе на вопрос — принадлежит ли он к «избранным»? Именно ради этого Раскольников решается на преступление. Почти сразу Достоевский показывает, что его герой, отвергнув идею равенства всех людей перед моральным законом, порывает и с человечеством, и с Богом. Мы помним, что после преступления Родион не мог общаться с людьми, ощущая между собой и ними какую-то стену. Лишь для Сонечки Мармеладовой герой делал исключение, чувствуя в ней родственную душу. Философский смысл преступления Раскольникова заключается в том, что он убеждается в ошибочности своей гипотезы. Его предположение о том, что он относится к разряду «избранных», оказалось ложным. Испытав сомнения и нравственные муки — признаки «обычного» преступника, — герой приходит к выводу, что он «тварь дрожащая». Раскольников так подводит итог своего преступления: «... Я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался...». Преступление Раскольникова не имело и социальных результатов, ведь его мысль принести пользу людям за счет богатства старухи осталась нереализованной. Герой не смог даже ограбить по-настоящему, ведь те вещи и деньги, которые он взял у Алены Ивановны, так и остались лежать под камнем — то ли струсил перед законом, то ли понял, что материальные ценности никакой роли уже не играют; целью ведь были не драгоценности. Единственным социальным «результатом» убийства стало то, что Раскольников поставил себя вне общества. С нравственной же точки зрения он «преступил» гораздо раньше: разрыв с Богом произошел в его душе еще до убийства. Об этом говорят сны Родиона, символизирующие голос его души. Таким образом, Фёдор Михайлович показывает нам философские, социальные и нравственные результаты преступления Раскольникова. Они прояснили, что теория героя – это трагическое заблуждение, порождение зла, которое, в первую очередь, уничтожает самого «изобретателя». Таким образом, название романа Достоевского «Преступление и наказание» отражает его суть, его идею. В этом произведении автор показал преступление героя, которое выражается в безнравственной нигилистической идее, которую он решил подтвердить другим преступлением – убийством. На протяжении всего произведения писатель раскрывает заблуждение Раскольникова, рисуя наказания, которые он несет за свое преступление. И главное из них – это разрушение собственной души, разрыв с людьми и Богом.
Название как нельзя лучше отображает всю суть романа; дело тут вряд ли в том, что каждый на законодательном уровне рано или поздно, так или иначе, а получает наказание за своё преступление, Достоевский показывает нам все на чуть более высоком уровне — на моральном: если есть в тебе человеческое начало, совесть твоя тебя и накажет, жить спокойно не даст, изнутри пожирать начнёт, прогрызать в душе самой червоточины. Так, например, Родион Романович и мысли допустить не мог, как сильно будет страдать после убийства старухи-процентщицы, ведь, следуя своей теории, он понимал: право имеет.
Теория Раскольникова заключалась в том, что люди делятся на два типа или, если угодно, разряда: обычные, которых большинство — «твари дрожащие», и избранное меньшинство — «сильные личности», «имеющие право» совершать любые деяния.
Главным критерием для разграничения этих типов было ничто иное, как отношение к нравственности. По мнению Родиона, сильные люди ни за что не станут ограничивать себя моральными и нравственными рамками — это удел «материала для истории», но не для ее творцов, именно это и позволяет им совершать великое, насколько бы ужасным оно ни было.
И тогда герой романа решает проверить себя – сможет ли он преступить нравственный закон? Исходя из результатов, Родион должен был ответить себе на вопрос — принадлежит ли он к «избранным»? Именно ради этого Раскольников решается на преступление.
Почти сразу Достоевский показывает, что его герой, отвергнув идею равенства всех людей перед моральным законом, порывает и с человечеством, и с Богом. Мы помним, что после преступления Родион не мог общаться с людьми, ощущая между собой и ними какую-то стену. Лишь для Сонечки Мармеладовой герой делал исключение, чувствуя в ней родственную душу.
Философский смысл преступления Раскольникова заключается в том, что он убеждается в ошибочности своей гипотезы. Его предположение о том, что он относится к разряду «избранных», оказалось ложным. Испытав сомнения и нравственные муки — признаки «обычного» преступника, — герой приходит к выводу, что он «тварь дрожащая». Раскольников так подводит итог своего преступления: «... Я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался...».
Преступление Раскольникова не имело и социальных результатов, ведь его мысль принести пользу людям за счет богатства старухи осталась нереализованной. Герой не смог даже ограбить по-настоящему, ведь те вещи и деньги, которые он взял у Алены Ивановны, так и остались лежать под камнем — то ли струсил перед законом, то ли понял, что материальные ценности никакой роли уже не играют; целью ведь были не драгоценности.
Единственным социальным «результатом» убийства стало то, что Раскольников поставил себя вне общества. С нравственной же точки зрения он «преступил» гораздо раньше: разрыв с Богом произошел в его душе еще до убийства. Об этом говорят сны Родиона, символизирующие голос его души.
Таким образом, Фёдор Михайлович показывает нам философские, социальные и нравственные результаты преступления Раскольникова. Они прояснили, что теория героя – это трагическое заблуждение, порождение зла, которое, в первую очередь, уничтожает самого «изобретателя».
Таким образом, название романа Достоевского «Преступление и наказание» отражает его суть, его идею. В этом произведении автор показал преступление героя, которое выражается в безнравственной нигилистической идее, которую он решил подтвердить другим преступлением – убийством. На протяжении всего произведения писатель раскрывает заблуждение Раскольникова, рисуя наказания, которые он несет за свое преступление. И главное из них – это разрушение собственной души, разрыв с людьми и Богом.