Описание Петербурга в романе " Преступление и наказание "
Как известно, Петербург тогда был столицей, административным центром: "Все эти наши новости, реформы, идеи - все это и до нас прикоснулось в провинции; но чтобы видеть яснее и видеть все, надобно быть в Петербурге..." (Лужин о Петербурге). Свидригайлов считает Петербург городом "полусумасшедших": "...я убежден, что в Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния! Между тем это административный центр всей России, и характер его должен отражаться на всем..." Достоевский, как и герой этого романа, очень любил Петербург и по-своему воспринимал его. Существует выражение "Петербург Достоевского". Это мрачный, больной, сырой и все-таки прекрасный город. Городской пейзаж в романе безотраден, сумрачен: "На улице жара стояла страшная, к тому ж духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, - все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши". Картины природы или описания великолепных видов столицы встречаются в романе лишь как контраст к такому безотрадному изображению. Голодный юноша чувствует себя отверженным среди богатых особняков, разряженных женщин. Петербург середины XIX века - это крупный, густонаселенный город: "Был уже поздний вечер. Сумерки сгущались, полная луна светлела всё ярче и ярче; но как-то особенно душно было в воздухе. Люди толпой шли по улицам; ремесленники и занятые люди расходились по домам, другие гуляли; пахло известью, пылью, стоячею водой." Петербург плотно застроен многоэтажными домами. Эти здания кажутся "громадными, теснящими и давящими": "...его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к известке и к громадным, теснящим и давящим домам..." В районе Сенной много "грязи, вони и гадости", по мнению Раскольникова: "Он был до того худо одет...Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой..." "...в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость. Тут ему вспомнились его собственные прогулки по Сенной, и он на минуту очнулся." Однако Петербург в романе Достоевского - это не только город униженных и оскорбленных, но и город людей "деловых", "положительных". Образ Петербурга в романе символичен. С одной стороны, он является фоном, на котором разворачиваются события, а с другой - это действующее лицо, соучастник страшного поступка Раскольникова и его раскаяния.
Жили-были старик со старухой, С ними жил их сынок лоботряс,звали сына Петрухой. Целый день старуха готовит ,стирает, Дед в поле от зари до зари, а сынок на печи отдыхает. За печью в доме жил домовой, Смотрел на это безобразие, да качал головой. Деда от работы радикулит загибает, А сынок знай ест калачи, да квасок попивает. Вот решил домовой Петруху проучить, Колдонуть немного, уму разуму его научить. Колдонул домовой, да перестарался, Хотел немым его сделать, а он совсем безо рта остался. Вот сидит лаботряс на печи горюет, По калачам да по квасу тоскует. Пробовал он калач в нос запихать, Да не вкусно что-то,да и нечем жевать. А народ деревенский глядеть на него ходит, Дивится чуду такому,да только руками разводит. Надоело Петрухе без калачей на печи сидеть, Решил слезть,пойти в мир на людей посмотреть. Ходит присматривается, Как люди живут на ус наматывается. На третий день с голодухи, Плохо стало,пошли круги в глазах у Петрухи. Сознание детина теряет, К нему изо тьмы домовой вылезает. -Ну,что видал ты, как людям хлеб достаётся? Прощу,так и быть,но пусть задница твоя с печью расстаётся. Очнулся Петруха,да бегом в поле -А ну,дед,давай соху,хватит тебе работать боле. С тех пор Петруха цену хлебу знает, А на праздник не грех,сидит медовуху попивает.
Как известно, Петербург тогда был столицей, административным центром:
"Все эти наши новости, реформы, идеи - все это и до нас прикоснулось в провинции; но чтобы видеть яснее и видеть все, надобно быть в Петербурге..." (Лужин о Петербурге).
Свидригайлов считает Петербург городом "полусумасшедших":
"...я убежден, что в Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния! Между тем это административный центр всей России, и характер его должен отражаться на всем..."
Достоевский, как и герой этого романа, очень любил Петербург и по-своему воспринимал его. Существует выражение "Петербург Достоевского". Это мрачный, больной, сырой и все-таки прекрасный город. Городской пейзаж в романе безотраден, сумрачен:
"На улице жара стояла страшная, к тому ж духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, - все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши".
Картины природы или описания великолепных видов столицы встречаются в романе лишь как контраст к такому безотрадному изображению. Голодный юноша чувствует себя отверженным среди богатых особняков, разряженных женщин.
Петербург середины XIX века - это крупный, густонаселенный город:
"Был уже поздний вечер. Сумерки сгущались, полная луна светлела всё ярче и ярче; но как-то особенно душно было в воздухе. Люди толпой шли по улицам; ремесленники и занятые люди расходились по домам, другие гуляли; пахло известью, пылью, стоячею водой."
Петербург плотно застроен многоэтажными домами. Эти здания кажутся "громадными, теснящими и давящими":
"...его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к известке и к громадным, теснящим и давящим домам..."
В районе Сенной много "грязи, вони и гадости", по мнению Раскольникова:
"Он был до того худо одет...Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой..."
"...в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость. Тут ему вспомнились его собственные прогулки по Сенной, и он на минуту очнулся."
Однако Петербург в романе Достоевского - это не только город униженных и оскорбленных, но и город людей "деловых", "положительных".
Образ Петербурга в романе символичен. С одной стороны, он является фоном, на котором разворачиваются события, а с другой - это действующее лицо, соучастник страшного поступка Раскольникова и его раскаяния.
С ними жил их сынок лоботряс,звали сына Петрухой.
Целый день старуха готовит ,стирает,
Дед в поле от зари до зари, а сынок на печи отдыхает.
За печью в доме жил домовой,
Смотрел на это безобразие, да качал головой.
Деда от работы радикулит загибает,
А сынок знай ест калачи, да квасок попивает.
Вот решил домовой Петруху проучить,
Колдонуть немного, уму разуму его научить.
Колдонул домовой, да перестарался,
Хотел немым его сделать, а он совсем безо рта остался.
Вот сидит лаботряс на печи горюет,
По калачам да по квасу тоскует.
Пробовал он калач в нос запихать,
Да не вкусно что-то,да и нечем жевать.
А народ деревенский глядеть на него ходит,
Дивится чуду такому,да только руками разводит.
Надоело Петрухе без калачей на печи сидеть,
Решил слезть,пойти в мир на людей посмотреть.
Ходит присматривается,
Как люди живут на ус наматывается.
На третий день с голодухи,
Плохо стало,пошли круги в глазах у Петрухи.
Сознание детина теряет,
К нему изо тьмы домовой вылезает.
-Ну,что видал ты, как людям хлеб достаётся?
Прощу,так и быть,но пусть задница твоя с печью расстаётся.
Очнулся Петруха,да бегом в поле
-А ну,дед,давай соху,хватит тебе работать боле.
С тех пор Петруха цену хлебу знает,
А на праздник не грех,сидит медовуху попивает.