Зима – настоящая волшебница! Ей свойственно преображать все вокруг. Ни жуткий холод, ни пробирающий до самых костей хлесткий ветер не могут отобрать у зимы ее чарующего волшебства. Ее белые краски превратить даже самый унылый пейзаж в искусную картину, написанную лучшим художником в мире. А в у зимы – неподражаемый знаток искусства. Кто же это? Конечно, мороз! Этот проказник выводит на окнах своей магической кистью неповторимые узоры, единственные в своем роде. Он подбирает особые краски, каких нет ни у одного художника. У мороза в запасе множество холстов, ни на одном из которых рисунок не повторится даже в самой маленькой детали.Зима видится людям некой Снежной Королевой – немного неприветливой и холодной. Но она невероятно красива в своих ледяных украшениях и белых одеждах, сотканных из маленьких снежных крупинок. С каждым своим шагом она покрывает землю белым волшебным покрывалом — пушистым, легким и воздушным… А одним только взмахом руки укутывает деревья, кусты, крыши домов ковром из серебра, переливающимся и горящим сказочными бликами. Красавица-зима пройдет везде: по широким полям, дремучим лесам, поверхностям рек, разросшимся равнинам и оврагам. Каждому из этих мест она подарит частичку себя, каждое заберет в свою волшебную сказку.
В стихотворении проявляется излюбленная черта поэтики Ф.И. Тютчева — подчеркивание вертикальных координат художественного пространства. В мировоззрении поэта этот прием связан с идеей перехода от земной жизни к бессмертию, от земли к небу. Первая строфа в этой связи представляет собой небольшую экспозицию. С осенью всегда в поэзии связан мотив завершения определенного жизненного цикла природы: весной все расцветает, летом — благоухает, а осенью природа готовится к зимнему сну. Ф.И. Тютчев тонко выделяет в осени особый период — первоначальный. Именно в это время природа стоит как бы на грани расцвета своей красоты во всей полноте и неизбежности скорого увядания. Эпитет «хрустальный» в полной мере характеризует хрупкость и кратковременность этого периода. В последней строфе «И лучезарны вечера» Ф.И. Тютчев подчеркивает мотив света. Во второй строфе поэт подчеркивает, что к осени заканчивается сбор урожая: «Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все». Интересен ход в построении второй строфы: от обобщенной картины сбора урожая к тончайшей художественной детали: «Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде». Символично, что есть ощущение завершенности земледельческих работ, осознание важности их итогов, но при этом нет чувства беззаботной праздности. Простор и пустота вызывают у лирического героя лишь светлую печаль. Однако хрупкая красота мира природы заставляет его, забыв про все, стоять и любоваться: «И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле». Таким образом, природа у Ф.И. Тютчева выполняет функцию гармонизирующего начала. Только в общении с природой человек познать ощущение вечности.
В стихотворении проявляется излюбленная черта поэтики Ф.И. Тютчева — подчеркивание вертикальных координат художественного пространства. В мировоззрении поэта этот прием связан с идеей перехода от земной жизни к бессмертию, от земли к небу. Первая строфа в этой связи представляет собой небольшую экспозицию. С осенью всегда в поэзии связан мотив завершения определенного жизненного цикла природы: весной все расцветает, летом — благоухает, а осенью природа готовится к зимнему сну. Ф.И. Тютчев тонко выделяет в осени особый период — первоначальный. Именно в это время природа стоит как бы на грани расцвета своей красоты во всей полноте и неизбежности скорого увядания. Эпитет «хрустальный» в полной мере характеризует хрупкость и кратковременность этого периода. В последней строфе «И лучезарны вечера» Ф.И. Тютчев подчеркивает мотив света. Во второй строфе поэт подчеркивает, что к осени заканчивается сбор урожая: «Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все». Интересен ход в построении второй строфы: от обобщенной картины сбора урожая к тончайшей художественной детали: «Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде». Символично, что есть ощущение завершенности земледельческих работ, осознание важности их итогов, но при этом нет чувства беззаботной праздности. Простор и пустота вызывают у лирического героя лишь светлую печаль. Однако хрупкая красота мира природы заставляет его, забыв про все, стоять и любоваться: «И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле». Таким образом, природа у Ф.И. Тютчева выполняет функцию гармонизирующего начала. Только в общении с природой человек познать ощущение вечности.