Подоплекой данного стихотворения является полугодовое пребывание поэта в тюрьме, куда он был заключен за распространение революционных прокламаций. Поэт сотрудничал с эсерами и народниками, их платформа была ему близка.. Поэтому стихотворение "Прогулка" нельзя воспринимать только как любовно-лирическое, оно имеет и гражданский подтекст.
Тема стихотворения: чувства узника, увидевшего во время прогулки заключенную в камере-одиночке женщину.
Основная идея: вспыхнувшие чувства и грезы погибнут вместе с узником.
Переживания лирического героя и легли в основу стихотворения.
7 строф стихотворения последовательно показывают интерес арестанта к мелькнувшему за решеткой лицу, неясное описание черт героини в полумраке камеры, чувства идейного родства с девушкой, воспоминание о безмятежной жизни до тюрьмы. В эти воспоминания вплетается увиденный образ. Узник понимает, что еще не растерял в заточении сил. В мыслях он уже на лодочной прогулке с девушкой, но его грезы обрывает жестокая реальность: нет никаких надежд. В первой редакции были еще три строфы, рассказывающие о суде и смертном приговоре. Автор их затем убрал, но последняя строфа все равно полна символов могилы: дно, склеп, темно и глухо.
Композиция кольцевая, подобно прогулке заключенных! Последняя строфа похожа на первую, но более мрачная. Круг замкнулся. Это был лишь короткий глоток свежего воздуха.
Кульминацией является восклицание лирического героя: "Сон нелепый!". Оно подводит итог появившимся грезам о любви и свободе.
Стихотворение названо "Прогулка", так как именно прогулка выявила всплеск чувств героя, послужила причиной сладких грез и горького пробуждения, обострила восприятие действительности. Симпатия к девушке, душевный подъем и счастливые воспоминания и фантазии сменились уныньем. Это была прогулка не только по тюремному двору, но и по другой жизни, выход из камеры в мир мечты и воспоминаний.
Местом действия в "Прогулке" являются камера, тюремный двор и появляющаяся в грезах река, как символ свободного течения.
Образы стихотворения Н.Клюева "Прогулка" и художественные средства:
1 строфа. Тюремный двор, как дно бочки, как кольцо. Сравнения говорят о безысходности. Лицо бледное –эпитет.
2 строфа. Образ молодой девушки-революционерки. Полоски кофточки сравниваются с ударами, это метафора, говорящая о страданиях. Эпитет – девичья (прическа)
3 строфа. Образ девушки-соратницы и кельи.Эпитеты передают воодушевление лирического героя. Памятная прогулка, светлый и родной образ. Даже камера уже сравнивается с монашеской кельей (метафора) каменной и гулкой(эпитеты). Т.е. отказ от жизненных удовольствий представляется выбранной сознательно жертвой.
4 строфа. Образ романтического вечера. Красочное описание жизни создается эпитетами. Вечер безмятежный, радужные блики, поющий граммофон, нежная скрипка. То, что это и в представлении находится "за оградой" упоминается вскользь, мечты не прерываются.
5 строфа. Образ шлюпки. Эпитет – свежеокрашенная. Говорит о чистоте, о и красоте. Метафора – мерная молва весел. Призрачный образ девушки- голубки (метафора).
6 строфа. Образ нерастраченной силы лирического героя . Эпитет –жаркая. Образ камеры, потолок который уже начинает давить. Тяжелый (эпитет) свод. Лодка, дремлющая (эпитет) у вод, является метафорой чувств героя. Образ девушки становится более фантастическим- метафора: русалка.
7 строфа. Образ тюрьмы-могилы, где зловеще и темно. Эпитеты продолжают нагнетать печаль и безотрадность. Сон нелепый, яма мрачная, склеп глухой. Двор сравнивается уже с дном ямы и эта яма – могила. Метафора камеры - уже склеп, обычно возводимый на месте погребения.
Лексика простая, но богатая и выразительная. Так, тюремная камера - и одиночка, и келья, и тяжелый свод, и склеп. Отсутствие глагола в первых двух строфах говорит об ограничении свободы действий узника, глаголов в стихотворении вообще очень мало. Инверсии подчеркивают мимолетность ("и девической прически в полумраке силуэт") впечатления от девушки-заключенной, когда глаз улавливает основное, а потом мозг облекает увиденное в слова, и поток воспоминаний и грез ("поющий скрипкой нежной за оградой граммофон".). Одно восклицание ("Выйди!") подводит к кульминации, осознанию невозможности выхода, а другое ("Сон нелепый!") обрывает грезы. Рифма перекрестная. В первом и третьем стихе женская, во втором и четвертом – мужская. Стихотворение написано четырехстопным хореем, в ритме шагов на прогулке или по камере. В стихотворении преобладает звук «о», это наводит читателя на мысль о гулком эхе в замкнутом пространстве камеры и тюремного двора-колодца. А в грезы посредством включения шипящих (ж,ш,щ) врываются звуки внешнего мира: плеск воды, скрип весел.
Мне жаль самого себя, других, всех людей, зверей, всего живущего. мне жаль детей и стариков, несчастных и счастливых более, чем несчастных. мне жаль победоносных, торжествующих вождей, великих художников, мыслителей, поэтов. мне жаль убийцы и его жертвы, безобразия и красоты, притесненных и притеснителей. как мне освободиться от этой жалости? она мне жить не она, да вот еще скука. о скука, скука, вся растворенная жалостью! ниже спуститься человеку нельзя. уж лучше бы я завидовал, право! да я и завидую - камням.
Подоплекой данного стихотворения является полугодовое пребывание поэта в тюрьме, куда он был заключен за распространение революционных прокламаций. Поэт сотрудничал с эсерами и народниками, их платформа была ему близка.. Поэтому стихотворение "Прогулка" нельзя воспринимать только как любовно-лирическое, оно имеет и гражданский подтекст.
Тема стихотворения: чувства узника, увидевшего во время прогулки заключенную в камере-одиночке женщину.
Основная идея: вспыхнувшие чувства и грезы погибнут вместе с узником.
Переживания лирического героя и легли в основу стихотворения.
7 строф стихотворения последовательно показывают интерес арестанта к мелькнувшему за решеткой лицу, неясное описание черт героини в полумраке камеры, чувства идейного родства с девушкой, воспоминание о безмятежной жизни до тюрьмы. В эти воспоминания вплетается увиденный образ. Узник понимает, что еще не растерял в заточении сил. В мыслях он уже на лодочной прогулке с девушкой, но его грезы обрывает жестокая реальность: нет никаких надежд. В первой редакции были еще три строфы, рассказывающие о суде и смертном приговоре. Автор их затем убрал, но последняя строфа все равно полна символов могилы: дно, склеп, темно и глухо.
Композиция кольцевая, подобно прогулке заключенных! Последняя строфа похожа на первую, но более мрачная. Круг замкнулся. Это был лишь короткий глоток свежего воздуха.
Кульминацией является восклицание лирического героя: "Сон нелепый!". Оно подводит итог появившимся грезам о любви и свободе.
Стихотворение названо "Прогулка", так как именно прогулка выявила всплеск чувств героя, послужила причиной сладких грез и горького пробуждения, обострила восприятие действительности. Симпатия к девушке, душевный подъем и счастливые воспоминания и фантазии сменились уныньем. Это была прогулка не только по тюремному двору, но и по другой жизни, выход из камеры в мир мечты и воспоминаний.
Местом действия в "Прогулке" являются камера, тюремный двор и появляющаяся в грезах река, как символ свободного течения.
Образы стихотворения Н.Клюева "Прогулка" и художественные средства:
1 строфа. Тюремный двор, как дно бочки, как кольцо. Сравнения говорят о безысходности. Лицо бледное –эпитет.
2 строфа. Образ молодой девушки-революционерки. Полоски кофточки сравниваются с ударами, это метафора, говорящая о страданиях. Эпитет – девичья (прическа)
3 строфа. Образ девушки-соратницы и кельи.Эпитеты передают воодушевление лирического героя. Памятная прогулка, светлый и родной образ. Даже камера уже сравнивается с монашеской кельей (метафора) каменной и гулкой(эпитеты). Т.е. отказ от жизненных удовольствий представляется выбранной сознательно жертвой.
4 строфа. Образ романтического вечера. Красочное описание жизни создается эпитетами. Вечер безмятежный, радужные блики, поющий граммофон, нежная скрипка. То, что это и в представлении находится "за оградой" упоминается вскользь, мечты не прерываются.
5 строфа. Образ шлюпки. Эпитет – свежеокрашенная. Говорит о чистоте, о и красоте. Метафора – мерная молва весел. Призрачный образ девушки- голубки (метафора).
6 строфа. Образ нерастраченной силы лирического героя . Эпитет –жаркая. Образ камеры, потолок который уже начинает давить. Тяжелый (эпитет) свод. Лодка, дремлющая (эпитет) у вод, является метафорой чувств героя. Образ девушки становится более фантастическим- метафора: русалка.
7 строфа. Образ тюрьмы-могилы, где зловеще и темно. Эпитеты продолжают нагнетать печаль и безотрадность. Сон нелепый, яма мрачная, склеп глухой. Двор сравнивается уже с дном ямы и эта яма – могила. Метафора камеры - уже склеп, обычно возводимый на месте погребения.
Лексика простая, но богатая и выразительная. Так, тюремная камера - и одиночка, и келья, и тяжелый свод, и склеп. Отсутствие глагола в первых двух строфах говорит об ограничении свободы действий узника, глаголов в стихотворении вообще очень мало. Инверсии подчеркивают мимолетность ("и девической прически в полумраке силуэт") впечатления от девушки-заключенной, когда глаз улавливает основное, а потом мозг облекает увиденное в слова, и поток воспоминаний и грез ("поющий скрипкой нежной за оградой граммофон".). Одно восклицание ("Выйди!") подводит к кульминации, осознанию невозможности выхода, а другое ("Сон нелепый!") обрывает грезы.Рифма перекрестная. В первом и третьем стихе женская, во втором и четвертом – мужская.
Стихотворение написано четырехстопным хореем, в ритме шагов на прогулке или по камере.
В стихотворении преобладает звук «о», это наводит читателя на мысль о гулком эхе в замкнутом пространстве камеры и тюремного двора-колодца. А в грезы посредством включения шипящих (ж,ш,щ) врываются звуки внешнего мира: плеск воды, скрип весел.