Отец М. В. Ломоносова хотел видеть в сыне надежного и единомышленника и с малых лет привлекал мальчика к участию в морском промысле. С десяти лет он вместе с отцом ходил на промысел трески и палтуса к берегам Мурмана, Соловецким островам, Шпицбергену и Новой Земле. Скромная и суровая природа русского севера пробуждала в пытливой голове мальчика сотни вопросов, на которые он пока не находил ответа. Первыми его учителями стали дьячок Дмитровской церкви Сабельников и крестьянин И. Шубной. Всё свое свободное время юноша проводил с книгами, полученными в дар от сыновей соседа Х. Дудина. Всего несколько книг, «Арифметика» Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого, очаровали мальчика и открыли ему мир науки. Тяга к знаниям юного часто сталкивалась с непониманием со стороны отца и враждебным отношением мачехи И. С. Корельской. Тем не менее к четырнадцати годам Михаил полностью овладел грамотой и мог свободно разъяснять старшим непонятные для них тексты. Впечатленный успехами своего ученика дьячок Сабельников не раз говорил Михаилу, что продолжить обучение он может только в больших городах: Москве, Киеве и Санкт-Петербурге.
Ум как разум. Фамусов следует “удобной” для себя морали, чтобы добиться чина и жить спокойно, кому-то угождать.
Ум Фамусова — ум житейский, прагматический, не одухотворённый высокими целями. Он служит средством карьеры, при преуспевания, обмана. “Да умный человек не может быть не плутом”.
Софья
Романтическое представление о жизни, стремление к идеалу.
Отсутствие реальных взглядов на вещи, начиталась французских книг. Видит то, что хочет.
Но ведь недаром её любит Чацкий: она в чём-то равновелика ему (манера говорить, точные характеристики).
В Софье есть “живой”, острый ум, человеческое достоинство, искренность.
Ум для Софьи — залог семейного благополучия и счастья. Она не любит Чацкого, так как он своим складом ума и души не соответствует её представлению об уме, о счастье, о семье.
Молчалин
“Угождать всем людям без изъятья”. Ум безнравственного человека, услужливый подхалим (угодник).
Умение завоевать место в жизни. Прикладной ум, основанный на выгоде.
Молчалин — глупец для Чацкого, но и Чацкий — глупец для Молчалина.
Чацкий
“Остёр, умён, красноречив”. Все твердят о его высоком уме, “ум, алчущий познаний”.
“Вольнодумный”; слишком умён — “набрался новых правил, новых идей”.
В понятие ума входит некая система передовых идей, убеждений, новых взглядов.
Чацкий молод, влюблён, раздосадован, горяч.
Ум оборачивается трагедией, одиночеством. Комедия и названа «Горе от ума»
Фамусов
Ум как разум. Фамусов следует “удобной” для себя морали, чтобы добиться чина и жить спокойно, кому-то угождать.
Ум Фамусова — ум житейский, прагматический, не одухотворённый высокими целями. Он служит средством карьеры, при преуспевания, обмана. “Да умный человек не может быть не плутом”.
Софья
Романтическое представление о жизни, стремление к идеалу.
Отсутствие реальных взглядов на вещи, начиталась французских книг. Видит то, что хочет.
Но ведь недаром её любит Чацкий: она в чём-то равновелика ему (манера говорить, точные характеристики).
В Софье есть “живой”, острый ум, человеческое достоинство, искренность.
Ум для Софьи — залог семейного благополучия и счастья. Она не любит Чацкого, так как он своим складом ума и души не соответствует её представлению об уме, о счастье, о семье.
Молчалин
“Угождать всем людям без изъятья”. Ум безнравственного человека, услужливый подхалим (угодник).
Умение завоевать место в жизни. Прикладной ум, основанный на выгоде.
Молчалин — глупец для Чацкого, но и Чацкий — глупец для Молчалина.
Чацкий
“Остёр, умён, красноречив”. Все твердят о его высоком уме, “ум, алчущий познаний”.
“Вольнодумный”; слишком умён — “набрался новых правил, новых идей”.
В понятие ума входит некая система передовых идей, убеждений, новых взглядов.
Чацкий молод, влюблён, раздосадован, горяч.
Ум оборачивается трагедией, одиночеством. Комедия и названа «Горе от ума»