Долго ночь меркнет. Заря свет уронила, Мгла поля покрыла, Щекот соловьиный уснул. «Слово» Свой призыв к единению, чувство единства родины автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. «Слово» посвящено всей Русской земле в целом. Героем произведения является не какой-либо из князей, а русский народ, его земля. К ним обращены все лучшие чувства автора. Образ Русской земли — центральный в «Слове» ; он очерчен автором легко и свободно. «Начнем же, братья, повесть эту от старого Владимира до нынешнего Игоря, который скрепил ум силою своею и поострил сердце свое мужеством; исполнившись ратного духа, навел свои храбрые полки на землю половецкую за землю русскую» . Едва ли в мировой литературе есть произведение, в котором были бы одновременно втянуты в действие такие огромные географические пространства. Половецкая степь «стана не знаема» , синее море, Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина.. . а из городов — Корсун, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Чернигов.. . — вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования. Обширность родной ли подчеркивается им одновременностью действия в разных ее частях. «Не буря соколов занесла через поля широкие — стаи галок бегут к Дону великому» . Или так бы начать тебе петь Вещий Баян, Велесов внук: ♦ Кони ржут за Сулой — Звенит слава в Киеве: трубы трубят в Новгороде — стоят стяги в Путивле! » Обширные пространства родины, в которых разворачивается действие «Слова» , охватываются невероятной быстротой передвижения в нем действующих лиц. Всеслав дотронулся копьем до золотого престола киевского, отскочил от него зверем, в полночь из Белгорода скрылся в синей ночной мгле, наутро же, поднявшись, оружием отворил ворота Новгорода, расшиб славу Ярослава.. . Такой же грандиозностью отличался пейзаж «Слова» , всегда конкретный и взятый как бы в движении: перед битвой с половцами кровавые зори свет поведают, черные тучи с моря идут.. . быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого.. . Для автора «Слова» Русь — это не только «земля» в прямом смысле слова, ее природа и города, это, в первую очередь, народ, населяющий эту землю, его мирный труд, бесконечно нарушаемый междоусобицами князей; это русские женщины, оплакивающие своих погибших мужей; скорбь всего русского народа о гибели Игоревой дружины и радость его после возвращения князя на родину. Повествуя о событиях, автор часто обращается к истории Руси, «свивая славы оба полы сего времени» , постоянно делая экскурсы в историю, вспоминая века Трояновы, годы Ярос-лавовы, походы Олеговы, времена «старого Владимира» . Образ страдающей родины вызывает сочувствие читателей, их боль за унижение земли Русской. А так же автор возбуждает ненависть к ее врагам, он зовет русских людей на ее защиту. Великий князь Всеволод! Неужели и мысленно тебе не прилететь издалека Отчий золотой стол поблюсти? Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, А Дон шлемами вылить! • Если бы ты был здесь, То была бы раба по ногате, а раб по резани.
Свой призыв к единению, чувство единства родины автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. «Слово» посвящено всей Русской земле в целом. Героем произведения является не какой-либо из князей, а русский народ, его земля. К ним обращены все лучшие чувства автора. Образ Русской земли — центральный в «Слове» ; он очерчен автором легко и свободно. «Начнем же, братья, повесть эту от старого Владимира до нынешнего Игоря, который скрепил ум силою своею и поострил сердце свое мужеством; исполнившись ратного духа, навел свои храбрые полки на землю половецкую за землю русскую» . Едва ли в мировой литературе есть произведение, в котором были бы одновременно втянуты в действие такие огромные географические пространства. Половецкая степь «стана не знаема» , синее море, Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина.. . а из городов — Корсун, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Чернигов.. . — вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования. Обширность родной ли подчеркивается им одновременностью действия в разных ее частях.
«Не буря соколов занесла
через поля широкие —
стаи галок бегут
к Дону великому» .
Или так бы начать тебе петь
Вещий Баян,
Велесов внук:
♦ Кони ржут за Сулой —
Звенит слава в Киеве:
трубы трубят в Новгороде —
стоят стяги в Путивле! »
Обширные пространства родины, в которых разворачивается действие «Слова» , охватываются невероятной быстротой передвижения в нем действующих лиц. Всеслав дотронулся копьем до золотого престола киевского, отскочил от него зверем, в полночь из Белгорода скрылся в синей ночной мгле, наутро же, поднявшись, оружием отворил ворота Новгорода, расшиб славу Ярослава.. .
Такой же грандиозностью отличался пейзаж «Слова» , всегда конкретный и взятый как бы в движении: перед битвой с половцами кровавые зори свет поведают, черные тучи с моря идут.. . быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого.. .
Для автора «Слова» Русь — это не только «земля» в прямом смысле слова, ее природа и города, это, в первую очередь, народ, населяющий эту землю, его мирный труд, бесконечно нарушаемый междоусобицами князей; это русские женщины, оплакивающие своих погибших мужей; скорбь всего русского народа о гибели Игоревой дружины и радость его после возвращения князя на родину. Повествуя о событиях, автор часто обращается к истории Руси, «свивая славы оба полы сего времени» , постоянно делая экскурсы в историю, вспоминая века Трояновы, годы Ярос-лавовы, походы Олеговы, времена «старого Владимира» . Образ страдающей родины вызывает сочувствие читателей, их боль за унижение земли Русской. А так же автор возбуждает ненависть к ее врагам, он зовет русских людей на ее защиту.
Великий князь Всеволод!
Неужели и мысленно тебе не прилететь издалека
Отчий золотой стол поблюсти?
Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать,
А Дон шлемами вылить! •
Если бы ты был здесь,
То была бы раба по ногате,
а раб по резани.