Определение «чистое искусство» сложилось в русской критике как отрицательное в 40-50-х годах. Еще о Жуковском и Батюшкове так говорить было нельзя. Чувствовалась большая содержательность их поэзии, позитивные достоинства ее формы. Позднее, по недоразумению и в связи с назойливым подчеркиванием идеологического «консерватизма» Жуковского, это уничижительное определение расползлось и на него как на поэта. В 40-50-х годах ярко заявляет о себе поэтическое творчество А.А. Фета, Ф.И. Тютчева как своеобразная реакция на демократические ориентации, которые шли от Некрасова и Белинского. Оба поэта - Фет и Тютчев - были вне укреплявшегося направления в литературе, закладывали ее новую родословную. Их начинания были подхвачены А.Н. Майковым, Я.П. Полонским, А.К. Толстым. Поэты этой группы искренне полагали, что поэзия должна говорить о вечном свободно, без принуждения. Никакой теории над собой они не признавали
Взывая к жизни новой,Какой светильник разума угас!Года минули,Ты отвергал,жажде сердца не дал утоленья; помышленья, вещее перо.высоко вознесся ты над нами..Природа-мать!
Устаревшая лексика
перлы, (для) венца, вещее (перо), помышленья.
Высокий стиль
Взывая к жизни новой,Какой светильник разума угас!Года минули,Ты отвергал,жажде сердца не дал утоленья; помышленья, вещее перо.высоко вознесся ты над нами..Природа-мать!