одного города", написанная салтыковым-щедриным, по праву считается одним из сложнейших его произведений. смысл книги не сразу удается понять в полной мере. однако, прочитывая произведение снова и снова, понимаешь, что жизненные явления прикрыты в нем иносказаниями и гротеском.
автор подверг завуалированной критике абсолютистский строй, существовавший в стране.
персонажи произведения описываются с применением сатирических аналогий. например, за время правления фердыщенко, который был просветителем, глупов объял , и начался голод. двоекуров выращивал лавровый лист и горчицу, а также занимался пивоварением. к концу правления негодяева город превратился в скопление почерневших изб. последним из градоначальников стал угрюм-бурчеев, который превзошел всех своих предшественников. в его лице можно узнать облик аракчеева. этот градоначальник хотел реализовать фантастический проект для переустройства города. он решил остановить течение реки, которая в произведении является символом неистребимой жизненной силы народа.
со временем народ перестает бояться градоначальников. в один прекрасный день пришло полное гнева оно, как символ революции и стихийного бунта. оно положило конец ненавистному порядку. "оно прошло. прекратила течение свое".
в сюжете можно уловить сходство с реальными событиями. например, пышные путешествия членов царской семьи по империи завуалированы в рассказе о поездке фердыщенко по выгодным землям глупова. писатель боялся стихийной "революции брюха". так мы понимаем, что " одного города" является двусторонней сатирой: с одной стороны на самодержавие, а с другой - на политическую пассивность народа. самодержавие он критиковал жестко, а сатира по отношению к народным массам была направлена на политическое просветление.
Это не просто уроки французского, а уроки нравственности. повесть в. г. распутина «уроки французского» переносят нас в далекое послевоенное время. для нас, современных читателей, подчас бывает трудным понять все те обстоятельства, в которых жили люди в то нелегкое время. ведь именно так жили большинство людей. у мальчишки нет отца, а в семье, помимо него, много детей. измученная мать не может прокормить всю семью. но тем не менее она отправляет старшего сына учиться. она верит в то, что у него будет хотя бы надежда на лучшую жизнь. ведь до сих пор ничего хорошего в его жизни не происходило. главный герой рассказывает, как «глотал сам, и заставлял глотать свою сестренку глазки проросшей картошки и зерен овса и ржи, чтобы развести посадки в животе — тогда не придется все время думать о еде» . несмотря на голод, холод и лишения, главный герой — талантливый и способный мальчик. это отмечают все. на новом месте мальчишке приходиться нелегко. никому он здесь не нужен, никто о нем не заботиться. в суровое нелегкое время у каждого стремление выжить самому и спасти своих детей. до чужого ребенка никому нет дела. главный герой — это мальчишка со слабым здоровьем, лишенный поддержки и заботы близких. он часто бывает голодным, страдает от головокружений, к тому же его продукты часто крадут. однако находчивый ребенок ищет свой выход из создавшегося положения. и находит. мальчишка начинает играть на деньги, хоть, с точки зрения школьного начальства, такой поступок был настоящим преступлением. но именно игра на деньги дает возможность главному герою покупать себе молоко: при его малокровии молоко просто необходимо. не всегда удача улыбается ему — нередко мальчишке приходиться голодать. «голод здесь совсем не походил на голод в деревне. там всегда, и особенно осенью, можно было что-то перехватить, сорвать, выкопать, поднять, в ангаре ходила рыба, в лесу летала птица. тут для меня все вокруг было пусто: чужие люди, чужие огороды, чужая земля» . на главному герою совершенно неожиданно приходит молодая учительница французского языка, лидия михайловна. она понимает, насколько тяжело мальчику, оторванному от дома и родных. но сам главный герой, привыкший к суровым условиям, не принимает от учительницы. мальчику тяжело бывать у нее в гостях, пить чай, которым она его угощает. и тогда лидия михайловна идет на хитрость — отправляет ему посылку. но откуда городской девушке знать, что глухой деревеньке нет и не может быть таких продуктов, как макароны и гематоген. однако учительница не оставляет мыслей мальчику. ее выход прост и оригинален. она начинает играть с ним на деньги, причем старается делать все возможное, чтобы выиграл именно он,
одного города", написанная салтыковым-щедриным, по праву считается одним из сложнейших его произведений. смысл книги не сразу удается понять в полной мере. однако, прочитывая произведение снова и снова, понимаешь, что жизненные явления прикрыты в нем иносказаниями и гротеском.
автор подверг завуалированной критике абсолютистский строй, существовавший в стране.
персонажи произведения описываются с применением сатирических аналогий. например, за время правления фердыщенко, который был просветителем, глупов объял , и начался голод. двоекуров выращивал лавровый лист и горчицу, а также занимался пивоварением. к концу правления негодяева город превратился в скопление почерневших изб. последним из градоначальников стал угрюм-бурчеев, который превзошел всех своих предшественников. в его лице можно узнать облик аракчеева. этот градоначальник хотел реализовать фантастический проект для переустройства города. он решил остановить течение реки, которая в произведении является символом неистребимой жизненной силы народа.
со временем народ перестает бояться градоначальников. в один прекрасный день пришло полное гнева оно, как символ революции и стихийного бунта. оно положило конец ненавистному порядку. "оно прошло. прекратила течение свое".
в сюжете можно уловить сходство с реальными событиями. например, пышные путешествия членов царской семьи по империи завуалированы в рассказе о поездке фердыщенко по выгодным землям глупова. писатель боялся стихийной "революции брюха". так мы понимаем, что " одного города" является двусторонней сатирой: с одной стороны на самодержавие, а с другой - на политическую пассивность народа. самодержавие он критиковал жестко, а сатира по отношению к народным массам была направлена на политическое просветление.