Комедия николая васильевича гоголя “ревизор” — великое произведение, написанное в первой половине xix века. вот уже на протяжении полутора веков оно ставится на сценах различных театров нашей страны. это произведение — меткий укол в самое больное место — глупость и невежество народа, который всех и всего боится. в этой комедии нет ни одного положительного героя. все персонажи комедии подвергаются жестокой критике автора. основному удару подверглось чиновничество, которое представлено рядом взяточников, глупцов и просто никчемных людей, которые разворовывают и пропивают городское имущество. это поистине бессмертное произведение чарует нас своей красотой и легкостью написания, смелостью и новаторством, глубоким и тонким юмором, сюжетной линией и композицией, идейным смыслом, который будет всегда актуален. многие фразы из этой комедии вошли в нашу повседневную речь и переросли в пословицы и поговорки: “ к нам едет ревизор”, “выздоравливают, как мухи”, “над чем смеетесь? над собой смеетесь” или, например, эпиграф комедии “на зеркало неча пенять, коли рожа крива”. однако есть и менее известные и употребляемые выражения, как-то: что же такое “хлестаковщина”? она является производной от имени главного героя произведения — хлестакова. хлестаков — молодой человек, плут, мошенник, любитель покутить, и поэтому у него почти никогда не было денег, каково же было его удивление, когда ему все начали давать деньги и всячески его опекать. разгадка крылась в том, что его приняли за ревизора, который должен был приехать и проверить результаты деятельности городского правления. характерной и наиболее значительной чертой характера хлестакова является вранье, с которого он заставляет трепетать местных чиновников перед его, ничего не значащей, персоной. однако, несмотря на всю эту никчемность, у хлестакова хватает ума удалиться победителем, оставив в дураках городничего и его приближенных. сделал он это с подсказки своего слуги — осипа. возможно хлестакова даже можно рассматривать как отчасти положительного героя, потому что “зло” было наказано, а хлестаков удалился победителем. плохо же то, что хлестаков почувствовал себя безнаказанным и сможет в будущем и дальше играть на страхах чиновников-взяточников. такое явление, как “хлестаковщина”, было вызвано тем политическим и социальным строем, в котором жил и сам гоголь. в этой комедии мы видим всю боль автора, который болеет за россию и не может безучастно смотреть на те злоупотребления, которые царят в чиновническом кругу. гоголя окружало общество, где правили жадность, трусость, ложь, подражание, ничтожество интересов, пренебрежение учебой и люди, готовые на любые подлости для достижения своей цели, готовые утопить все и всех, общество, где преклонялись не перед умом, а перед богатством. все это и породило такое явление, как “хлестаковщина”. “хлестаковщина” это уже не ассоциация с самим хлестаковым, а само явление, которое его породило. люди, похожие на хлестакова, были и будут всегда, но их цели и меры меняются с течением времени. гоголь отобразил извечные проблемы россии и соединил их в образе хлестакова и чиновничества. гоголь понимал, что изменить он ничего не может, он хотел лишь обратить наше внимание на эти проблемы. против всего этого невежества выступают умные и образованные люди, однако их слишком мало, и они не могут многого добиться в жизни, так как всем в мире такие, как хлестаков или городничий я думаю так ∑⊃
Павел Васильев. На чужом берегу. Стихотворение написано в 1932 году. Посвящено жене Галине Анучиной. Написано по поводу их разлуки - она осталась в Омске, он уехал в Москву. Больше они не виделись.
Стихотворение состоит из 6 строф. Рифмовка перекрестная. Стихотворный размер - анапест.
Средства художественной выразительности:
Эпитеты: в гиблом, пропащем снегу; дремучему краю, любимейший голос.
Метафоры:
останусь один, чтобы песня окрепла,
подвластен дремучему краю,
другие забавы и сны по плечу,
Чтоб огнями и тьмою, и рыжей волной \ Позади, за кормой убегала Россия.
Риторические восклицания: Не добраться к тебе! Царство рыбы и птицы! Ты будешь со мной!
Павел Васильев. На чужом берегу. Стихотворение написано в 1932 году. Посвящено жене Галине Анучиной. Написано по поводу их разлуки - она осталась в Омске, он уехал в Москву. Больше они не виделись.
Стихотворение состоит из 6 строф. Рифмовка перекрестная. Стихотворный размер - анапест.
Средства художественной выразительности:
Эпитеты: в гиблом, пропащем снегу; дремучему краю, любимейший голос.
Метафоры:
останусь один, чтобы песня окрепла,
подвластен дремучему краю,
другие забавы и сны по плечу,
Чтоб огнями и тьмою, и рыжей волной \ Позади, за кормой убегала Россия.
Риторические восклицания: Не добраться к тебе! Царство рыбы и птицы! Ты будешь со мной!
Сравнение:
Ты похожею будешь на дальний дымок,
На старинные песни, на счастье похожа!