Деревянная игрушка — яркая самобытная область народного искусства. «Болвашка», «тарарушка», «щепной товар», как называли ее раньше, создавалась для забавы детям.
Грубоватые, но выразительные фигурки зверей, птиц, человека были любимы в народе.Деревянная игрушка — яркая самобытная область народного искусства. «Болвашка», «тарарушка», «щепной товар», как называли ее раньше, создавалась для забавы детям.
Грубоватые, но выразительные фигурки зверей, птиц, человека были любимы в народе.Игрушки делали из осины, березы, сосны, липы. Их вырубали или вырезали из чурки, куска доски. Основными инструментами служили топор и нож в некоторых случаях применялось долото. Игрушечник учился мастерству с детства, постигая мудрую простоту технических приемов.
Игрушка подчиняется законам скульптуры. Вместе с тем она близка фольклору, сказке, лубочной картинке своим юмором и весельем, приемами типизации образов, а подчас и сатирической остротой характеристик.
Содержание игрушке всегда давали жизнь, природа и человек. Изображая человека, мастера умели показать в нем представителя определенной среды: крестьянку, даму-госпожу, мужика, барина, офицера, торговца. Когда в XIX веке особенно возрос в народном искусстве интерес к жанру, к изображению бытовых конкретностей, в деревянной игрушке появились тройки и рабочие упряжки, няньки с младенцами, пахари и пастухи, пряхи за работой, солдаты и т. д.
Но возможности отражения действительности в игрушке ограничены самим ее назначением — быть предметом для игры и тем, что она является произведением декоративно-прикладного искусства. У нее свои особенности, которые точно подметил А. В. Луначарский: «… игрушка заряжена совершенно определенной психологией. Она отражает… упрощенный, юмористически или патетически преломленный,- словом, в самом широком смысле слова стилизованный объект, взятый из живой жизни».
Обобщать, выделяя в изображаемом лишь самое главное, характерное и типичное, находить обобщению художественную декоративную форму — этот основной принцип работы народного мастера в полной мере реализовался в деревянной игрушке, притом с особой смелостью и размахом фантазии.
Талисман. Так, называла мама своего сына из одноименного рассказа Виктории Токаревой. "Талисманчик ты мой", - приговаривала она, любя."Талисманчик" - это мальчик - подросток. И, как все подростки, переживающий важное время своей жизни. Время становления, познания самого себя. И бестактное и грубое вмешательство взрослых в этот процесс может привести к непредсказуемым последствиям. Учительница, разбирая поведение учеников на уроке, задала вопрос герою в лоб: "Кто ты?", - иллюстрируя тем самым, что он безинициативный, ничем не интересующийся человек. Что его как-бы и нет. Он и ответил: "Талисман". И что, если он будет сопровождать человека в каком-нибудь важном деле, то все намеченное исполнится. Мы, конечно, понимаем, что такое заявление человек может сделать, прижатый, что называется, в угол. Вот, зачем это надо было делать педагогу? Непонятно... Глупость, бестактность, черствость, а то и профессинальное несоответствие, - скажем мы с позиции сегодняшнего дня. Далее события развиваются удивительным, почти фантастическим образом. К нему обращаются за одноклассники, и не только, и все получается так, как он и заявлял на там злополучном уроке. Не буду раскрывать финал повествования, прочитаете сами. Но, история вышла поучительная, в том числе и для этой учительницы.
Грубоватые, но выразительные фигурки зверей, птиц, человека были любимы в народе.Деревянная игрушка — яркая самобытная область народного искусства. «Болвашка», «тарарушка», «щепной товар», как называли ее раньше, создавалась для забавы детям.
Грубоватые, но выразительные фигурки зверей, птиц, человека были любимы в народе.Игрушки делали из осины, березы, сосны, липы. Их вырубали или вырезали из чурки, куска доски. Основными инструментами служили топор и нож в некоторых случаях применялось долото. Игрушечник учился мастерству с детства, постигая мудрую простоту технических приемов.
Игрушка подчиняется законам скульптуры. Вместе с тем она близка фольклору, сказке, лубочной картинке своим юмором и весельем, приемами типизации образов, а подчас и сатирической остротой характеристик.
Содержание игрушке всегда давали жизнь, природа и человек. Изображая человека, мастера умели показать в нем представителя определенной среды: крестьянку, даму-госпожу, мужика, барина, офицера, торговца. Когда в XIX веке особенно возрос в народном искусстве интерес к жанру, к изображению бытовых конкретностей, в деревянной игрушке появились тройки и рабочие упряжки, няньки с младенцами, пахари и пастухи, пряхи за работой, солдаты и т. д.
Но возможности отражения действительности в игрушке ограничены самим ее назначением — быть предметом для игры и тем, что она является произведением декоративно-прикладного искусства. У нее свои особенности, которые точно подметил А. В. Луначарский: «… игрушка заряжена совершенно определенной психологией. Она отражает… упрощенный, юмористически или патетически преломленный,- словом, в самом широком смысле слова стилизованный объект, взятый из живой жизни».
Обобщать, выделяя в изображаемом лишь самое главное, характерное и типичное, находить обобщению художественную декоративную форму — этот основной принцип работы народного мастера в полной мере реализовался в деревянной игрушке, притом с особой смелостью и размахом фантазии.