Писателя всю жизнь мучила мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом о переформировании армии, где выступал против варварского наказания - «прогнания сквозь строй» . Однако значение рассказа «После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами. Толстой осуждает деспотизм самодержавия и в этом сближается со своими великими предшественникам и- Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем.
Толстой писал в эпоху подготовки первой русской революции, и ее разгоравшееся пламя бросало отсветы на его произведения. Не делая революционных выводов, больше того, отрицая революционный путь преобразования жизни, писатель с такой нарастающей силой обрушивался на государство, церковь, социальные институты царской России, что, сам того не желая, оказывал огромное революционизирующее воздействие на читателей.
Рассказ «После бала» выражает настроения и взгляды Толстого в период первой русской революции. И хотя произведение было опубликовано значительно позже, через восемь лет после написания, только в 1911 году, свою общественно-воспитательную роль, уже на другом этапе русской революции, оно сыграло.
С одной стороны, это сказочное место, где под ногами трясина, растут ёлочки-старушки, летает ворон, говорящий на своём языке, болото, враждебное человеку. С другой стороны, автор говорит от имени разведчиков природных богатств, что Блудово болото “со всеми огромными запасами горючего торфа есть кладовая солнца”. “Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство”.
В словосочетание “кладовая солнца” автор вкладывает большое значение. Сам Пришвин был агрономом, биохимиком, исследователем, следил за развитием современной ему науки. В «Кладовой солнца» он выступил не просто как писатель, но и как просветитель. В простой и ясной форме автор рассказывает о серьёзных естественнонаучных открытиях. Солнце отдаёт своё тепло растениям, растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой торфа. Торф — это природное богатство, которое жизнь на земле копила веками. Но целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота — это тоже кладовая природы.
Писателя всю жизнь мучила мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом о переформировании армии, где выступал против варварского наказания - «прогнания сквозь строй» . Однако значение рассказа «После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами. Толстой осуждает деспотизм самодержавия и в этом сближается со своими великими предшественникам и- Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем.
Толстой писал в эпоху подготовки первой русской революции, и ее разгоравшееся пламя бросало отсветы на его произведения. Не делая революционных выводов, больше того, отрицая революционный путь преобразования жизни, писатель с такой нарастающей силой обрушивался на государство, церковь, социальные институты царской России, что, сам того не желая, оказывал огромное революционизирующее воздействие на читателей.
Рассказ «После бала» выражает настроения и взгляды Толстого в период первой русской революции. И хотя произведение было опубликовано значительно позже, через восемь лет после написания, только в 1911 году, свою общественно-воспитательную роль, уже на другом этапе русской революции, оно сыграло.
В словосочетание “кладовая солнца” автор вкладывает большое значение. Сам Пришвин был агрономом, биохимиком, исследователем, следил за развитием современной ему науки. В «Кладовой солнца» он выступил не просто как писатель, но и как просветитель. В простой и ясной форме автор рассказывает о серьёзных естественнонаучных открытиях. Солнце отдаёт своё тепло растениям, растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой торфа. Торф — это природное богатство, которое жизнь на земле копила веками. Но целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота — это тоже кладовая природы.