Основная сюжетная линия поэмы, расплетающаяся на бесчисленные, как лица русского человека, множества тонких, словно аккуратные намёки талантливого писателя, ниточек-мелочей и в то же время из них состоящая, тянется неторопливой змеёй за несущейся, сверля и пыля воздух бричкой Чичикова, тугим шлагом* завязавшись вокруг его аферы с ревизскими сказками и мёртвыми крестьянами, которая с треском разоблачается, казавшись удачно завершённой. В этом, что литературному критику, с азартом раскапывающему глубиной души в словах мысль и идею, будто археолог, чистящий от песка и глины останки древности, что спешному читателю, который не ищет деталей, а мчится по произведениям, глотая страницу за страницей, как путешественник в скоростной электричке, из окон которой он смотрит на новые места, усомниться сложно. Впрочем, и на причину, по которой столь хитроумно продуманный план главного героя становится известен каждой, как крестьянской, так и помещичьей, паре любопытных до слухов ушей в уездном городе N, возможно взглянуть с двух разных, но абсолютно равноправных точек зрения: смысловой, где следствие побуждено желанием автора передать своему читателю через книгу мораль и выводы из жизни, и поверхностной, сюжетной, вызванной фабульной составляющей поэмы. Основываясь на экспозиционной обстановке в произведении, характерах её героев и их взаимоотношении между собой, ответ приходит с быстротой чтения букв: мания Чичикова к богатству оказалась слабее стремления других помещиков копить и наживаться для себя, явным примером чего, служит эпизод, где ранним утром Коробочка приезжает в город, чтобы узнать цену мёртвым душам, став впоследствии поводом для сплетен и паники.
Почему Платонов называет мир, в котором живёт человек, “яростным”? В этом мире господствуют силы и стихии, враждебные человеку, не зависящие от его воли и сознания и порой не поддающиеся осмыслению. Опасности, всякого рода недобрые случайности подстерегают человека на каждом шагу: и в мире дикой природы, и в социуме. Какой же должна быть позиция человека в этом яростном мире? Следует “бороться, искать.. .и не сдаваться”, несмотря на невзгоды, или всё-таки лучше уступить обстоятельствам? Этот вопрос каждый решает для себя сам, так как тут нет однозначного ответа. Так рассказ побуждает читателя задуматься. Главный герой (рассказчик машиниста) каждый раз выбирает борьбу. Так ему удается предотвратить крушение поезда, а затем добиться справедливости - оправдания машиниста Мальцева, который из-за временной слепоты чуть не стал виновником катастрофы. И хотя Мальцева повторно постигает слепота, рассказчик продолжает бороться за него, стремясь возвратить ему веру в себя, и, возможно, именно благодаря этой заботе зрение вернулось к Мальцеву. А что мир, даже полный непредвиденного и таинственного, прекрасен – это не требует объяснений и обоснований. Прекрасна жизнь, как альтернатива смерти, прекрасно созидание, как альтернатива разрушению и хаосу, и прекрасна борьба за живого, за победу добра и справедливости. Прекрасны неравнодушные люди, на которых и держится мир.. .
Впрочем, и на причину, по которой столь хитроумно продуманный план главного героя становится известен каждой, как крестьянской, так и помещичьей, паре любопытных до слухов ушей в уездном городе N, возможно взглянуть с двух разных, но абсолютно равноправных точек зрения: смысловой, где следствие побуждено желанием автора передать своему читателю через книгу мораль и выводы из жизни, и поверхностной, сюжетной, вызванной фабульной составляющей поэмы. Основываясь на экспозиционной обстановке в произведении, характерах её героев и их взаимоотношении между собой, ответ приходит с быстротой чтения букв: мания Чичикова к богатству оказалась слабее стремления других помещиков копить и наживаться для себя, явным примером чего, служит эпизод, где ранним утром Коробочка приезжает в город, чтобы узнать цену мёртвым душам, став впоследствии поводом для сплетен и паники.
В этом мире господствуют силы и стихии, враждебные человеку, не зависящие от его воли и сознания и порой не поддающиеся осмыслению. Опасности, всякого рода недобрые случайности подстерегают человека на каждом шагу: и в мире дикой природы, и в социуме.
Какой же должна быть позиция человека в этом яростном мире? Следует “бороться, искать.. .и не сдаваться”, несмотря на невзгоды, или всё-таки лучше уступить обстоятельствам? Этот вопрос каждый решает для себя сам, так как тут нет однозначного ответа. Так рассказ побуждает читателя задуматься.
Главный герой (рассказчик машиниста) каждый раз выбирает борьбу. Так ему удается предотвратить крушение поезда, а затем добиться справедливости - оправдания машиниста Мальцева, который из-за временной слепоты чуть не стал виновником катастрофы. И хотя Мальцева повторно постигает слепота, рассказчик продолжает бороться за него, стремясь возвратить ему веру в себя, и, возможно, именно благодаря этой заботе зрение вернулось к Мальцеву.
А что мир, даже полный непредвиденного и таинственного, прекрасен – это не требует объяснений и обоснований. Прекрасна жизнь, как альтернатива смерти, прекрасно созидание, как альтернатива разрушению и хаосу, и прекрасна борьба за живого, за победу добра и справедливости. Прекрасны неравнодушные люди, на которых и держится мир.. .