В первой части изображено две битвы,показана Игорева дружина и его бой с половцами.Перед битвой показано огромное предзнаменование,природа предупреждает Игоря об опасности.Первый бой-Игорь выиграл.Поганые половецкие полки ушли.Игорь с дружиной ликует,но их радость преждевременна,впереди самое трудное испытание.Перед вторым утром автор показывает хмурое утро,зловещие тучи,текут мутные реки,на Игоря надвигаются половцы.Долго сражаются русские воины,перед ними князь Игорь и его брат Всеволод,они так же самоотверженно сражаются с врагами.Но напрасны их усилия,под натиском половецкого войска гибнет его дружина,а сам князь попадает в плен. Автор размышляет о причине не удачи,скорбит о том,что Русь раздроблена врагами,сочувствует героям. Вторая часть "Слово и полке Игореве" переносит нас в Киев.Мы видим киевского князя Святослава.Это мудрый полководец,смелый воин.Горько ему за своих младших братьев Игоря и Всеволода.Эти отважные,но безрассудные военно-начальники решили биться в одиночку. Во второй части Святослав,произносит свое золотое слово,он призывает их объединится,отстоять землю русскую. Третья часть поэмы,представляет из себя "Плачь Ярославны"-это жена Игоря.Горестно оплакивает она своего мужа,она обращается к силам природы.Словно услышав её,Игорь сбегает из вражеского плена.За ним мчатся враги,но все безуспешно.Природа ему вернутся на Русь.Вернувшись,он понимает,что погубил лучшую дружину. Вновь мы видим природу,сияет солнце,Игорь вновь на русской земле. Композиция строго продумана,автор мудрый человек,сначала изображает битвы,потом поясняет причины.В золотом слове,он указывает путь на выживание-это путь к объединению.Природа-один из главных героев поэмы.Природа проникнута любовью к Родине,поэтому она показана живым существом.
События, описанные в поэме «Слово о полку Игореве», происходят в седой древности, но и до сих пор не иссяк читательский интерес к этому созданию безымянного автора. Из глубины веков он поведал нам, потомкам тех русских воинов, как жили, страдали, радовались наши предки, во что верили, что любили и что ненавидели. И красной нитью проходит в этом повествовании мастерски созданный автором образ русской природы.
Древний писатель, сам очарованный красотой этих тихих речек, необозримых степей, дремучих лесов, сделал природу одним из самых главных персонажей своего повествования. Даже природные стихии, небесные светила становятся у него полноправными «действующими лицами» и имеют значение для понимания трагичности сюжета.
О чем же говорит природа, о чем предупреждает она смелого, но не слишком дальновидного князя Игоря, когда он идет в поход на половцев? Почему даже такие мощные сигналы, как затмение солнца и последующая за ним гроза, не заставили его отказаться от своего замысла одолеть коварного врага?
Князь «вступает в злат стремень» потому, что он отчаянно храбр, а гордость не позволяет ему, предчувствовавшему неудачу, отступить от своего намерения. Для язычника князя Игоря плохие предзнаменования были отнюдь не пустыми угрозами, но князь не остановился перед ними, так как верил, что ведет свои войска за правое дело.
Хоть «…кровяные зори возвещают бедствие с утра», «надвигается туча», «вспыхивают молнии», « …Стоном стонет мать-земля сырая…», Игорь со своим войском «Щит к щиту — и степь загородил».
Бой, сначала принесший победу, закончился поражением, и теперь степь «поникла, жалости полна», облетела листва с деревьев, они печально склонили свои ветви, поблекла трава. Русская земля скорбит о поражении вместе со своими сынами. Родная природа князю в побеге из половецкого плена, когда он превращается сначала в гоголя, потом в тростник, потом в сокола.
К силам природы обращается и плачущая Ярославна, верная жена князя. Она молит о само «светлое и тресветлое» Солнце, чтобы оно не жгло её мужа своими жаркими лучами. Она просит ветер, чтобы он не метал вражеские стрелы на русское войско. Она обращается к Днепру, пробившему даже каменные горы, чтобы он живым принес к ней её «ладу» - любимого супруга. Не будь такой от природы, не смог бы вернуться князь в родной Киев – такую мысль передает автор своему читателю через столетия.
Так в «Слове о полку Игореве» автор искусно вплетает в жизнь своих героев природные явления. И мы понимаем, как неразрывно были тогда связаны люди и окружавшая их природа родной страны. Мы видим, насколько необъятна, богата и прекрасна Русь; понимаем, как важно хранить, не допуская междоусобиц, её единство. И тогда с матери-природы Русь всегда сможет противостоять в битвах с самым коварным и сильным врагом. История гласит, что так бывало, и не один раз. Но это уже тема для другого сочинения.
События, описанные в поэме «Слово о полку Игореве», происходят в седой древности, но и до сих пор не иссяк читательский интерес к этому созданию безымянного автора. Из глубины веков он поведал нам, потомкам тех русских воинов, как жили, страдали, радовались наши предки, во что верили, что любили и что ненавидели. И красной нитью проходит в этом повествовании мастерски созданный автором образ русской природы.
Древний писатель, сам очарованный красотой этих тихих речек, необозримых степей, дремучих лесов, сделал природу одним из самых главных персонажей своего повествования. Даже природные стихии, небесные светила становятся у него полноправными «действующими лицами» и имеют значение для понимания трагичности сюжета.
О чем же говорит природа, о чем предупреждает она смелого, но не слишком дальновидного князя Игоря, когда он идет в поход на половцев? Почему даже такие мощные сигналы, как затмение солнца и последующая за ним гроза, не заставили его отказаться от своего замысла одолеть коварного врага?
Князь «вступает в злат стремень» потому, что он отчаянно храбр, а гордость не позволяет ему, предчувствовавшему неудачу, отступить от своего намерения. Для язычника князя Игоря плохие предзнаменования были отнюдь не пустыми угрозами, но князь не остановился перед ними, так как верил, что ведет свои войска за правое дело.
Хоть «…кровяные зори возвещают бедствие с утра», «надвигается туча», «вспыхивают молнии», « …Стоном стонет мать-земля сырая…», Игорь со своим войском «Щит к щиту — и степь загородил».
Бой, сначала принесший победу, закончился поражением, и теперь степь «поникла, жалости полна», облетела листва с деревьев, они печально склонили свои ветви, поблекла трава. Русская земля скорбит о поражении вместе со своими сынами. Родная природа князю в побеге из половецкого плена, когда он превращается сначала в гоголя, потом в тростник, потом в сокола.
К силам природы обращается и плачущая Ярославна, верная жена князя. Она молит о само «светлое и тресветлое» Солнце, чтобы оно не жгло её мужа своими жаркими лучами. Она просит ветер, чтобы он не метал вражеские стрелы на русское войско. Она обращается к Днепру, пробившему даже каменные горы, чтобы он живым принес к ней её «ладу» - любимого супруга. Не будь такой от природы, не смог бы вернуться князь в родной Киев – такую мысль передает автор своему читателю через столетия.
Так в «Слове о полку Игореве» автор искусно вплетает в жизнь своих героев природные явления. И мы понимаем, как неразрывно были тогда связаны люди и окружавшая их природа родной страны. Мы видим, насколько необъятна, богата и прекрасна Русь; понимаем, как важно хранить, не допуская междоусобиц, её единство. И тогда с матери-природы Русь всегда сможет противостоять в битвах с самым коварным и сильным врагом. История гласит, что так бывало, и не один раз. Но это уже тема для другого сочинения.