Михаил Юрьевич Лермонтов в поэме "Мцыри" рассказывает о человеке, который горячо любит свою Родину, народ, но тяжело страдает вдали от них, не имея возможности и надежды вновь вернуться в родные края. В мрачных стенах монастыря юноша весь иссох и измучился от тоски и печали. Внимая своим душевным терзаниям, Мцыри решает ценою риска собственной жизнью покинуть монастырь. Даже неминуемость смерти (в случае неудачи) не пугает его - так велика мечта вновь увидеть Родину.
В первый день побега Мцыри наслаждается прекрасной природой родного Кавказа: "Крутом меня цвел божий сад". Он восхищается красотой виноградных лоз, пугливыми птицами, порхающими вокруг, он с благоговением отдается всем голосам природы, которые "как - будто речь свою вели о тайнах неба и земли". Любуясь потоками воды, Мцыри увидел очаровательную грузинку -и поток чувств оглушил его. Ему, монастырскому затворнику, открылось самое чарующее и манящее - красота юной девы. О, пыл страстей и жажда чувств! О, жизнь! Ты счастье наше! Но нет! Улягся, страсть, уймись, желанье. Не время отдаваться вам. Ведь Мцыри "цель одну - пройти в родимую страну - имел в душе". И потому юноше приходится превозмочь свои чувства к девушке и продолжить свой путь.
А там еще одно испытание - встреча с барсом. Красив и могуч дикий барс. Страшна была схватка, но Мцыри вышел победителем из боя, т. к. сердце его "зажегся жаждою борьбы и крови...". Борясь с могучим зверем, Мцыри понял, "что быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов". Сильный, ловкий, полный неиссякаемого желания жить свободно и счастливо, Мцыри еще раз остро испытал непреодолимое желание вернуться в землю отцов и еще раз с ненавистью вспомнил свою тюрьму - монастырь, где рос и был несчастлив.
Мцыри презирал людей, примирившихся с жизнью в тюрьме -монастыре. Страстно желая покинуть монастырь, он хотел "узнать, - прекрасна ли земля, узнать для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы". Прожив всю жизнь на чужой земле, в заточении, среди ненавистных ему монахов, Мцыри горит сильным желанием увидеть свою родную землю, свои горы, свой дом. Но, к сожалению, не свершилась мечта пленника, не дошел он до дома родного. Изведав вкус свободы, Мцыри был готов еще раз заплатить столь высокую цену за те чудесные мгновенья, которые он прожил на воле.
Он счастлив тем малым, что пришлось ему испытать в жизни.
И хотя Мцыри умирает, но в предсмертный час взоры его и стремление к свободе и счастью будут являться путеводной звездой для многих поколений. .Я чем могла тем
Владимиру Ленскому восемнадцать лет, это совсем ещё молодой человек, юноша, успевший побывать за границей и попасть под обаяние немецкой поэзии и философии, прежде всего Гёте и Шиллера. Он был восторженным романтиком, имел «Дух пылкий и довольно странный, / Всегда восторженную речь / И кудри чёрные до плеч».
Его поэзию А. С. Пушкин сравнивает со «сном младенца», настолько она была чиста и невинна. В Онегине он нашёл человека, перед которым можно исповедываться, не боясь насмешек, — Онегин щадил его самолюбие, предоставляя времени самостоятельно разочаровать юношу в его смутных мечтаниях. Они стали друзьями «от делать нечего» — точнейшее наблюдение А. С. Пушкина, показывающего, что у души есть определённые потребности, и эти потребности направляются на человека, совсем необязательно достойного внимания, но лишь наиболее подходящего в ряду прочих.
Фактически Ленский и Онегин были двумя диалектическими противоположностями одного характера, и это накладывало на их отношения дополнительный отпечаток. Это были два человека, любившие естественность, и на почве этого они уже неизбежно должны были сойтись в окружении людей-масок и глупцов. Автор недаром пишет: «Меж ними всё рождало споры // И к размышлению влекло...»
В сельской глуши Ленский «везде был принят как жених», при этом пустые необразованные соседи считали согласно, что он — полурусский. Вероятно, потому, что писал непонятные стихи и говорил о том, что было им совершенно непонятно. То, что он приехал из Германии, было лишь внешним фактором. Но он романтически любил свою наречённую невесту — Ольгу Ларину («И детям прочили венцы // Друзья-соседи, их отцы»). Он был объят совершенно юношеским пылом, и замечание его старшего друга, нелестно сравнившего Ольгу с «глупой луной на глупом небосводе» его оскорбило.
Он продолжал ездить к Лариным, писал ей в альбом стихи, играл с ней в шахматы таким образом, что «пешкою ладью» он «брал в рассеянье свою». Драма Онегина и Татьяны осталась вне его внимания, поэтому он не мог понять мотивов поведения Евгения на именинах, когда тот стал неожиданно ухаживать за Ольгой. Для Ленского было откровением, что Ольга благосклонно отнеслась к внезапному ухажёру, а переполненный романтическими представлениями о чести и достоинстве, он не нашёл ничего лучше, как вызвать друга на дуэль. Ложность его решения стала ему ясна уже при встрече с Ольгой накануне дуэли, когда оказалось, что его невеста и не думала его отвергать. «Решась кокетку ненавидеть...» — ненавидеть нельзя «решиться» настолько искусственно. Ленский был раздвоен между реальным миром и миром своих грёз и туманных представлений. Выбрать реальный мир, в котором Ольга искренне недоумевает по поводу его скорого отъезда накануне, у него не хватило сил, потому что насчёт Онегина он продолжал пребывать в нелепом заблуждении и ему даже не приходило в голову попробовать выяснить на словах, что тот хотел добиться.
Романтика близкой смерти охватила его, он дал волю причудливым фантазиям об опасности растлителя-Онегина и совсем потерял чувство реальности.
Он мыслит: «Буду ей
Не потерплю, чтоб развратитель
Огнём и вздохов и похвал
Младое сердце искушал...»
Его смерть, как это ни печально,- никого не поразила. С бесполезными жертвами всегда так бывает. Он готов был убить друга из-за пустяка и этим оказался непригоден для жизни. Убей он Онегина — Ольга бы наверняка отшатнулась от него, поражённая его жестокостью, и Ленский испытал бы сильнейшее разочарование, которое закончилось бы или самоубийством, или превращением в копию самого Онегина. Но для романа одного Онегина было достаточно, поэтому погиб молодой Владимир Ленский.
Характеристика Ольги Лариной
Об Ольге можно сказать менее других, и не только потому, что А. С. Пушкин уделил ей меньше внимания, нежели прочим героям. Собственно, он описал её максимально полно; другое дело, что её характер исчерпал себя слишком быстро и не предоставил никаких загадок.
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила...
Фактически это завершённый портрет типичной деревенской барышни, и сам Пушкин говорит об этом, прибавляя, что этот тип надоел ему «безмерно».
Ольга с охотой принимала пылкие излияния чувств молодого Ленского, совершенно не понимая их при этом, Ленский был ей приятен, её жизнь беззаботна, весела и предсказуема.
На флирт Онегина она реагировала с детским простодушием, ей было интересно новое лицо говорить ей комплименты («...и запылал / В её лице самолюбивом / Румянец ярче»), но чуть позже она искренне недоумевает, куда делся её жених.
Ольга — это воплощённое мелководье с прозрачной водой, никакой сложной душевной работы в ней не может происходить по определению. Она очень быстро оправилась от смерти жениха.
В первый день побега Мцыри наслаждается прекрасной природой родного Кавказа: "Крутом меня цвел божий сад". Он восхищается красотой виноградных лоз, пугливыми птицами, порхающими вокруг, он с благоговением отдается всем голосам природы, которые "как - будто речь свою вели о тайнах неба и земли". Любуясь потоками воды, Мцыри увидел очаровательную грузинку -и поток чувств оглушил его. Ему, монастырскому затворнику, открылось самое чарующее и манящее - красота юной девы. О, пыл страстей и жажда чувств! О, жизнь! Ты счастье наше! Но нет! Улягся, страсть, уймись, желанье. Не время отдаваться вам. Ведь Мцыри "цель одну - пройти в родимую страну - имел в душе". И потому юноше приходится превозмочь свои чувства к девушке и продолжить свой путь.
А там еще одно испытание - встреча с барсом. Красив и могуч дикий барс. Страшна была схватка, но Мцыри вышел победителем из боя, т. к. сердце его "зажегся жаждою борьбы и крови...". Борясь с могучим зверем, Мцыри понял, "что быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов". Сильный, ловкий, полный неиссякаемого желания жить свободно и счастливо, Мцыри еще раз остро испытал непреодолимое желание вернуться в землю отцов и еще раз с ненавистью вспомнил свою тюрьму - монастырь, где рос и был несчастлив.
Мцыри презирал людей, примирившихся с жизнью в тюрьме -монастыре. Страстно желая покинуть монастырь, он хотел "узнать, - прекрасна ли земля, узнать для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы". Прожив всю жизнь на чужой земле, в заточении, среди ненавистных ему монахов, Мцыри горит сильным желанием увидеть свою родную землю, свои горы, свой дом. Но, к сожалению, не свершилась мечта пленника, не дошел он до дома родного. Изведав вкус свободы, Мцыри был готов еще раз заплатить столь высокую цену за те чудесные мгновенья, которые он прожил на воле.
Он счастлив тем малым, что пришлось ему испытать в жизни.
И хотя Мцыри умирает, но в предсмертный час взоры его и стремление к свободе и счастью будут являться путеводной звездой для многих поколений.
.Я чем могла тем
Характеристика Владимира Ленского
Владимиру Ленскому восемнадцать лет, это совсем ещё молодой человек, юноша, успевший побывать за границей и попасть под обаяние немецкой поэзии и философии, прежде всего Гёте и Шиллера. Он был восторженным романтиком, имел «Дух пылкий и довольно странный, / Всегда восторженную речь / И кудри чёрные до плеч».
Его поэзию А. С. Пушкин сравнивает со «сном младенца», настолько она была чиста и невинна. В Онегине он нашёл человека, перед которым можно исповедываться, не боясь насмешек, — Онегин щадил его самолюбие, предоставляя времени самостоятельно разочаровать юношу в его смутных мечтаниях. Они стали друзьями «от делать нечего» — точнейшее наблюдение А. С. Пушкина, показывающего, что у души есть определённые потребности, и эти потребности направляются на человека, совсем необязательно достойного внимания, но лишь наиболее подходящего в ряду прочих.
Фактически Ленский и Онегин были двумя диалектическими противоположностями одного характера, и это накладывало на их отношения дополнительный отпечаток. Это были два человека, любившие естественность, и на почве этого они уже неизбежно должны были сойтись в окружении людей-масок и глупцов. Автор недаром пишет: «Меж ними всё рождало споры // И к размышлению влекло...»
В сельской глуши Ленский «везде был принят как жених», при этом пустые необразованные соседи считали согласно, что он — полурусский. Вероятно, потому, что писал непонятные стихи и говорил о том, что было им совершенно непонятно. То, что он приехал из Германии, было лишь внешним фактором. Но он романтически любил свою наречённую невесту — Ольгу Ларину («И детям прочили венцы // Друзья-соседи, их отцы»). Он был объят совершенно юношеским пылом, и замечание его старшего друга, нелестно сравнившего Ольгу с «глупой луной на глупом небосводе» его оскорбило.
Он продолжал ездить к Лариным, писал ей в альбом стихи, играл с ней в шахматы таким образом, что «пешкою ладью» он «брал в рассеянье свою». Драма Онегина и Татьяны осталась вне его внимания, поэтому он не мог понять мотивов поведения Евгения на именинах, когда тот стал неожиданно ухаживать за Ольгой. Для Ленского было откровением, что Ольга благосклонно отнеслась к внезапному ухажёру, а переполненный романтическими представлениями о чести и достоинстве, он не нашёл ничего лучше, как вызвать друга на дуэль. Ложность его решения стала ему ясна уже при встрече с Ольгой накануне дуэли, когда оказалось, что его невеста и не думала его отвергать. «Решась кокетку ненавидеть...» — ненавидеть нельзя «решиться» настолько искусственно. Ленский был раздвоен между реальным миром и миром своих грёз и туманных представлений. Выбрать реальный мир, в котором Ольга искренне недоумевает по поводу его скорого отъезда накануне, у него не хватило сил, потому что насчёт Онегина он продолжал пребывать в нелепом заблуждении и ему даже не приходило в голову попробовать выяснить на словах, что тот хотел добиться.
Романтика близкой смерти охватила его, он дал волю причудливым фантазиям об опасности растлителя-Онегина и совсем потерял чувство реальности.
Он мыслит: «Буду ей
Не потерплю, чтоб развратитель
Огнём и вздохов и похвал
Младое сердце искушал...»
Его смерть, как это ни печально,- никого не поразила. С бесполезными жертвами всегда так бывает. Он готов был убить друга из-за пустяка и этим оказался непригоден для жизни. Убей он Онегина — Ольга бы наверняка отшатнулась от него, поражённая его жестокостью, и Ленский испытал бы сильнейшее разочарование, которое закончилось бы или самоубийством, или превращением в копию самого Онегина. Но для романа одного Онегина было достаточно, поэтому погиб молодой Владимир Ленский.
Характеристика Ольги Лариной
Об Ольге можно сказать менее других, и не только потому, что А. С. Пушкин уделил ей меньше внимания, нежели прочим героям. Собственно, он описал её максимально полно; другое дело, что её характер исчерпал себя слишком быстро и не предоставил никаких загадок.
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила...
Фактически это завершённый портрет типичной деревенской барышни, и сам Пушкин говорит об этом, прибавляя, что этот тип надоел ему «безмерно».
Ольга с охотой принимала пылкие излияния чувств молодого Ленского, совершенно не понимая их при этом, Ленский был ей приятен, её жизнь беззаботна, весела и предсказуема.
На флирт Онегина она реагировала с детским простодушием, ей было интересно новое лицо говорить ей комплименты («...и запылал / В её лице самолюбивом / Румянец ярче»), но чуть позже она искренне недоумевает, куда делся её жених.
Ольга — это воплощённое мелководье с прозрачной водой, никакой сложной душевной работы в ней не может происходить по определению. Она очень быстро оправилась от смерти жениха.
Увы! невеста молодая
Своей печали неверна.
Другой увлёк её вниманье,
Другой успел её страданье
Любовной лестью усыпить...
Вот, собственно, и вся Ольга Ларина.