ярко, с непримиримой ненавистью рисует горький мир «хозяев жизни», наживы, обрекающий миллионы людей на нищету, голод и бесправие. но этот мир уже раскалывается изнутри, он не монолитен, как хотелось бы его обитателям.
в романе «фома гордеев» горький показывает пороки общества, разваливающие класс «хозяев» изнутри. этот строй обречен, но еще пытается сохранить былое могущество и власть, цепляясь за любую возможность, пренебрегая всеми человеческими принципами. в чем же причина вырождения класса «хозяев»? горький подробно рассматривает эту проблему и показывает на примере семьи гордеевых.
игнат гордеев - основатель дела. начинал с водолива на бирже богача заева, в сорок лет стал собственником трех пароходов. это мощная и противоречивая личность.
в нем уживались будто сразу три человека: неистовый .и жадный до любого дела работник; «шалый» гуляка и грешник, молящий о прощении бога. игнат способен спокойно смотреть на гибель своих барж во время ледохода, бросить огромный куш на строительство ночлежного дома, прокутить и пропить огромную сумму денег. он не жаден до них, рассуждая философски: «волга дала, она же и забрала». он понимает, что «дело - зверь живой и сильный, править им нужно умеючи». игнат - хозяин, строящий дело.
долгожданный же наследник - фома растет замкнутым и неразговорчивым. игнат видит в нем много странного, не нужного и лишнего для «хозяина жизни». фома не понимает пользы учения, не хочет читать книги, растет любимцем игната и увальнем. преждевременная смерть отца ошеломила фому, окончательно запутала и сбила с дороги.
речи крестного маякина о ценности денег не внушают ему доверия. молодому человеку страшно и тяжело жить. он не видит надежной опоры. деньги для него сродни обузе. он готов тратить их бесцельно и бессмысленно. маякин говорит о нем: «человек разбился». нет в нем «стержня», опоры.
фома выступает «против против фальши». его протест стихийный, разрушительный, в первую очередь для самого фомы. он дерется и буянит, разбивает свои и чужие баржи; по его вине гибнут и калечатся невиновные люди, работающие на него.
горький показывает, что этот протест не несет никакого положительного результата, так как за грубой и темной силой фомы нет никакой видимой цели. он не знает, что хочет, а это страшнее всего. капитан ефим говорит про него: «и делу не хозяин, а лютый враг».
«класс хозяев» удивительно единодушен, когда ему грозит беда извне. защищая капитал игната гордеева, дело жизни приятеля, маякин доводит его сына до «сумасшествия». никому в этом мире не дано право жить самостоятельно. здесь правят деньги. они бог этого общества. ради них эти люди - «столпы общества» - пойдут на любое преступление.
фома оказался «лишним», и был выкинут из «общества дельцов» без всякого сожаления.
горький показал в романе, что протест, даже самый искренний и пылкий, становится бессмысленным, если за ним нет знаний, реальных целей и ясного представления о том, чего хочешь добиться.
чтение произведения оставляет горькое чувство зря загубленной молодой жизни, хотя подспудно понимаешь, что таким «безумцам» расшатался и упал этот казавшийся незыблемым строй.
ответ:
ярко, с непримиримой ненавистью рисует горький мир «хозяев жизни», наживы, обрекающий миллионы людей на нищету, голод и бесправие. но этот мир уже раскалывается изнутри, он не монолитен, как хотелось бы его обитателям.
в романе «фома гордеев» горький показывает пороки общества, разваливающие класс «хозяев» изнутри. этот строй обречен, но еще пытается сохранить былое могущество и власть, цепляясь за любую возможность, пренебрегая всеми человеческими принципами. в чем же причина вырождения класса «хозяев»? горький подробно рассматривает эту проблему и показывает на примере семьи гордеевых.
игнат гордеев - основатель дела. начинал с водолива на бирже богача заева, в сорок лет стал собственником трех пароходов. это мощная и противоречивая личность.
в нем уживались будто сразу три человека: неистовый .и жадный до любого дела работник; «шалый» гуляка и грешник, молящий о прощении бога. игнат способен спокойно смотреть на гибель своих барж во время ледохода, бросить огромный куш на строительство ночлежного дома, прокутить и пропить огромную сумму денег. он не жаден до них, рассуждая философски: «волга дала, она же и забрала». он понимает, что «дело - зверь живой и сильный, править им нужно умеючи». игнат - хозяин, строящий дело.
долгожданный же наследник - фома растет замкнутым и неразговорчивым. игнат видит в нем много странного, не нужного и лишнего для «хозяина жизни». фома не понимает пользы учения, не хочет читать книги, растет любимцем игната и увальнем. преждевременная смерть отца ошеломила фому, окончательно запутала и сбила с дороги.
речи крестного маякина о ценности денег не внушают ему доверия. молодому человеку страшно и тяжело жить. он не видит надежной опоры. деньги для него сродни обузе. он готов тратить их бесцельно и бессмысленно. маякин говорит о нем: «человек разбился». нет в нем «стержня», опоры.
фома выступает «против против фальши». его протест стихийный, разрушительный, в первую очередь для самого фомы. он дерется и буянит, разбивает свои и чужие баржи; по его вине гибнут и калечатся невиновные люди, работающие на него.
горький показывает, что этот протест не несет никакого положительного результата, так как за грубой и темной силой фомы нет никакой видимой цели. он не знает, что хочет, а это страшнее всего. капитан ефим говорит про него: «и делу не хозяин, а лютый враг».
«класс хозяев» удивительно единодушен, когда ему грозит беда извне. защищая капитал игната гордеева, дело жизни приятеля, маякин доводит его сына до «сумасшествия». никому в этом мире не дано право жить самостоятельно. здесь правят деньги. они бог этого общества. ради них эти люди - «столпы общества» - пойдут на любое преступление.
фома оказался «лишним», и был выкинут из «общества дельцов» без всякого сожаления.
горький показал в романе, что протест, даже самый искренний и пылкий, становится бессмысленным, если за ним нет знаний, реальных целей и ясного представления о том, чего хочешь добиться.
чтение произведения оставляет горькое чувство зря загубленной молодой жизни, хотя подспудно понимаешь, что таким «безумцам» расшатался и упал этот казавшийся незыблемым строй.
объяснение: