Прометей, наперекор воле зевса, пришел на людям. он научил их пользоваться огнем, приручать животных, строить корабли, находить полезные ископаемые. прометей дал людям письменность, научил считать числа. это вызвало гнев зевса, который надеялся держать людей , в темноте и невежестве, голодными и голыми. служители зевса, власть и сила, приковывают прометея к скале. у героя есть шанс избавиться от мук - он только должен сказать зевсу имя женщины, которая родит богу сына (это ио). по пророчеству сын свергнет власть зевса, как сами боги когда-то свергли власть титанов. но прометей - это олицетворение стойкости, непримиримости, железной воли и выдержки. он не идет на компромисс с зевсом и отказывается от свободы: «я видел падение двух тиранов. посмотрю, как и третий упадет позорно и скоро». прометей готов снести муки, но не смириться. он свободолюбивый, страстный, ненавидит своих врагов. прометей верит не в богов, а в людей, в их способности. в то же время, веря в людей, прометей не ждет от них или уважения. он просто жертвует собой ради них. прометей просто делает то, что считает нужным, что велит ему его непримиренный дух. он говорит гермесу, посланнику зевса: «свое несчастье я не променяю на недостойное рабство».
«пе́сня про царя́ ива́на васи́льевича, молодо́го опри́чника и удало́го купца́ кала́шникова» — поэма в народном стиле м. ю. лермонтова, написанная в 1837 году и впервые опубликованная в 1838 году в « прибавлениях к „ инвалиду“»[1]. в 1840 году эта поэма открыла единственное прижизненное издание поэта — сборник «стихотворения м. лермонтова». сюжет поэмы разворачивается в средневековье, во времена правления царя ивана грозного. стиль поэмы можно охарактеризовать как народный эпос. она является стилизацией народного творчества в большой эпической форме. в основе произведения лежит фольклорный сюжет, восходящий к народным песням о царе иване грозном, многие из которых к xix веку сохранились и были записаны. эта поэма в контексте всего творчества поэта воспринимается как своеобразный итог работы лермонтова над фольклором[2]. также стоит отметить уникальность этого произведения. по жанру и художественному своеобразию она оказалась единственной в своём роде и не получила продолжения ни в творчестве её автора, ни у других поэтов[3]