Этот рассказ о случайной встрече двух друзей-одно- классников. Они давно не виделись и очень рады этой встрече. Поначалу между приятелями завязывается непринужденный веселый разговор. Но внезапно один из друзей, коллежский ассесор, узнает, что другой уже стал тайным советником и имеет две звезды. «Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился».Надо сказать, что толстый и тонкий встретились в неофициальной обстановке. И несмотря на это, положение толстого самым значительным образом повлияло на его друга. Сам толстый удивляется: «Мы с тобой друзья детства ~ и к чему тут это чинопочитание!»Но тонкий заискивающе улыбается, в результате толстому становится противно. «Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку».Сама описанная ситуация кажется комичной. Смешон и жалок тонкий, который так подобострастно отнесся к своему другу. Но, если вдуматься, в этой смешной ситуации кроется глубочайшая трагедия человека. Тонкий настолько ничтожен, что даже случайная встреча с другом, занимающим более высокое положение, обнажает все глубинные пороки его натуры. Тонкий немедленно теряет свое достоинство и готов униженно кланяться перед тем, кто стоит выше него на социальной лестнице. А ведь каждый человек, независимо от его социального положения, имеет право на чувство собственного достоинства. Только такого человека можно и нужно уважать. И тонкий кажется отвратительным именно из-за отсутствия собственного достоинства. Он смешон и жалок одновременно.
Под влиянием «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина (но не будучи согласен с трактовкой некоторых исторических событий); Рылеев пишет собственное произведение «Курбский». Так начинается его обращение к исторической тематике, и в его творчество входит новый для него жанр – «думы» (редкий и в русской поэзии). Думы – украинские народные песни (как и русские былины) – жанр устного народного творчества; песни – поэмы о богатырях и народных героях складывались певцами-сказителями и передавались от одного поколения к другому.
Над своими «думами» Рылеев работал более двух лет (1821–1823 гг.), они публиковались в различных журналах и альманахах; автор читал их и в Обществе любителей российской словесности. В 1824 г. Рылеев решил их издать отдельной книгой, которая вышла в свет в 1825 г. В нее вошла 21 дума (из 25 написанных поэтом) – своеобразная поэтическая история России от Олега Вещего до Г.Р. Державина (10 веков истории).
Большинство героев «дум» – люди, сыгравшие заметную роль в истории страны (Олег, Святослав, Мстислав Удалой, Дмитрий Донской), несправедливо оклеветанные (Михаил Тверской), мужественно переживающие ссылку (Артамон Матвеев), темницу или плен (Яков Долгорукий), боровшиеся за свободу своей страны (Хмельницкий), национальные герои (Иван Сусанин), в тяжелейших условиях сохранившие стойкий характер, прямоту, отчаянную храбрость и беззаветное мужество. Они – мученики, идущие на смерть ради праведного дела (Волынский), предпочитающие смерть рабству (Хмельницкий), переживающие муки совести за все то зло, что были вынуждены причинить другим (кн. Ольга, которая признавая правоту и отвагу древлян, обязана была по обычаю отомстить).
Этот рассказ о случайной встрече двух друзей-одно- классников. Они давно не виделись и очень рады этой встрече. Поначалу между приятелями завязывается непринужденный веселый разговор. Но внезапно один из друзей, коллежский ассесор, узнает, что другой уже стал тайным советником и имеет две звезды. «Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился».Надо сказать, что толстый и тонкий встретились в неофициальной обстановке. И несмотря на это, положение толстого самым значительным образом повлияло на его друга. Сам толстый удивляется: «Мы с тобой друзья детства ~ и к чему тут это чинопочитание!»Но тонкий заискивающе улыбается, в результате толстому становится противно. «Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку».Сама описанная ситуация кажется комичной. Смешон и жалок тонкий, который так подобострастно отнесся к своему другу. Но, если вдуматься, в этой смешной ситуации кроется глубочайшая трагедия человека. Тонкий настолько ничтожен, что даже случайная встреча с другом, занимающим более высокое положение, обнажает все глубинные пороки его натуры. Тонкий немедленно теряет свое достоинство и готов униженно кланяться перед тем, кто стоит выше него на социальной лестнице. А ведь каждый человек, независимо от его социального положения, имеет право на чувство собственного достоинства. Только такого человека можно и нужно уважать. И тонкий кажется отвратительным именно из-за отсутствия собственного достоинства. Он смешон и жалок одновременно.
Под влиянием «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина (но не будучи согласен с трактовкой некоторых исторических событий); Рылеев пишет собственное произведение «Курбский». Так начинается его обращение к исторической тематике, и в его творчество входит новый для него жанр – «думы» (редкий и в русской поэзии). Думы – украинские народные песни (как и русские былины) – жанр устного народного творчества; песни – поэмы о богатырях и народных героях складывались певцами-сказителями и передавались от одного поколения к другому.
Над своими «думами» Рылеев работал более двух лет (1821–1823 гг.), они публиковались в различных журналах и альманахах; автор читал их и в Обществе любителей российской словесности. В 1824 г. Рылеев решил их издать отдельной книгой, которая вышла в свет в 1825 г. В нее вошла 21 дума (из 25 написанных поэтом) – своеобразная поэтическая история России от Олега Вещего до Г.Р. Державина (10 веков истории).
Большинство героев «дум» – люди, сыгравшие заметную роль в истории страны (Олег, Святослав, Мстислав Удалой, Дмитрий Донской), несправедливо оклеветанные (Михаил Тверской), мужественно переживающие ссылку (Артамон Матвеев), темницу или плен (Яков Долгорукий), боровшиеся за свободу своей страны (Хмельницкий), национальные герои (Иван Сусанин), в тяжелейших условиях сохранившие стойкий характер, прямоту, отчаянную храбрость и беззаветное мужество. Они – мученики, идущие на смерть ради праведного дела (Волынский), предпочитающие смерть рабству (Хмельницкий), переживающие муки совести за все то зло, что были вынуждены причинить другим (кн. Ольга, которая признавая правоту и отвагу древлян, обязана была по обычаю отомстить).
Объяснение: