Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту на тему " чем жив и крепок человек" нигде больше не видел такой ясной, простой, законченной целесообразности, как в жилище деда – крестьянина, таких естественных, правдивых, добрых, в сущности, отношений между людьми там. я помню, что там говорили правильным, свободным, правдивым языком, сильным, точным, там жила шутка, песня по праздникам, там много, много работали… собственно, вокруг работы и вращалась вся жизнь. она начиналась рано утром и затихала поздно вечером, но она как-то не угнетала людей, не озлобляла – с ней засыпали, к ней просыпались. никто не хвастался сделанным, не оскорбляли за промах, но – учили… никак не могу внушить себе, что это все – глупо, некультурно, а думаю, что отсюда, от такого устройства и самочувствия в мире, – близко к самым высоким понятиям о чести, достоинстве и прочим мерилам нравственного роста человека: неужели в том только и беда, что слов этих «честь», «достоинство» там не знали? но там знали все, чем жив и крепок человек и чем он – нищий: ложь есть ложь, корысть есть корысть, праздность и суесловие… нет явления в жизни, нет такого качества в человеке, которое бы там не знали, или, положим, знали его так, а пришло время, и стало это качество человеческое на поверку, в результате научных открытий, вовсе не плохим, а хорошим, ценным. ни в чем там не заблуждались, больше того, мало-мальски заметные недостатки в человеке, еще в маленьком, губились на корню. если в человечке обнаруживалась склонность к лени, то она никак не выгораживалась, не объяснялась никакими редкими ребенка – она была просто лень, потому высмеивалась, истреблялась. зазнайство, хвастливость, завистливость – все было на виду в людях, никак нельзя было спрятаться ни за слова, ни за я не стремлюсь здесь кого-то обмануть или себя, например, обмануть – нарисовать зачем-то картину жизни идеальной, нет, она, конечно, была далеко не идеальная, но коренное русло жизни всегда оставалось – правда, справедливость. и даже и развитое чувство правды и справедливости, здесь нет сомнений. только с этим чувством люди живут значительно. этот кровный закон – соблюдение правды – вселяет в человеке уверенность и ценность его пребывания здесь, я так думаю, потому что все остальное прилагается к этому, труд в том числе, ибо правда и в том, что – надо есть.
например:
вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, , милосердие и т.д.) — без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. известный современный публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что…
3) с двух — трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы).
например:
как в наш век противоречий и социальных потрясений не разучиться отличать истинное от ложного? как понять, что благотворно влияет на душу, а что развращает, губит ее? как отличить культуру от «псевдокультуры»? над этими сложными философскими проблемами размышляет в своей статье…
4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме.например:
я не раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия трудно бывает объяснить словами. любовь, вера, счастье — без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать «определение» им не так уж просто. в данном тексте автор предлагает поразмышлять о роли…
комментарии
- в тексте говорится (повествуется, описывается, автор размышляет, рассуждает и т.п.) о …
- в небольшой по объему статье автор затрагивает несколько важных проблем: …
- в рецензируемом тексте можно отметить высокую «плотность мысли»: автор говорит не только о …, но и о ….такой смысловой емкости автор достигает при ….
- автор не формулирует основную мысль своей статьи, но всем ходом рассуждений подводит нас к выводу: ….
- прочитав текст, я пришел к выводу (я понял, я пришел к заключению, я понял позицию автора).
- содержание текста значительно шире его темы. рассказывая о …, автор подразумевает …
как прокомментировать позицию автора
речевые образцы для комментирования авторской позиции
одобрениенейтральная позиция (констатация фактов)порицание, осуждениеавтор восхищается …; поражается …, удивляется …; словно приглашает вместе с ним полюбоваться …; с интересом наблюдает за тем …; любуясь (чем-то), создает словесную картину; как добрый друг и мудрый советчик, автор беседует с нами оавтор размышляет о …; словно приглашает читателя к диалогу …; делится своими мыслями, наблюдениями …; ставит перед читателями важную, злободневную проблему …; пытается объяснить сложные философские понятия (сложные жизненные понятия) и т.п.автор с болью в сердце пишет о том, что …; с горечью говорит о…у автора вызывает негодование …; автор не может мириться с тем …; с горькой иронией пишет о том …; свое эмоциональное, взволнованное рассуждение автор заканчивает не менее тревожным выводом…авторскую позицию можно прокомментировать, умело используя частичное цитирование.
например:
а) автор приходит к интересному, неожиданному выводу: «шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе».
б) с.соловейчик делится с читателями своими размышлениями о том, что вера — это «важнейшая функция души». автор ненавязчиво, без чрезмерной назидательности доказывает, что без этого «передаточного механизма» между умом и сердцем «высохнет душа» человека.
речевые образцы для выражения собственного мнения о прочитанном
ключевые фразы к тексту на актуальную, злободневную тему:
• я не раз задумывался о том и поэтому тема текста близка и понятна мне.
· несмотря на то, что и раньше я много думал о …, интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о …
· тема текста близка и понятна мне, потому что я и сам не раз испытывал подобные чувства (оказывался в такой ситуации).
• проблема …не может не волновать моих современников. известный публицист … в своей статье говорит о …
ключевые фразы к научно-популярному тексту:
· на уроках …я изучал в разделе …, поэтому проблема, о которой говорит автор текста, знакома мне (понятна).
· о сложных научных понятиях автор говорит доступно, используя общенаучные термины (примеры).
· чтобы сделать свою точку зрения более доказательной, автор цитирует (ссылается на мнение) таких
известных …, как …
· хотя текст сначала и показался мне сложным, но, прочитав его во второй раз, я понял, что …
· признаться, я никогда раньше не читал о …, так что текст …заинтересовал меня, я узнал много нового о…
ключевые фразы к тексту на тему, далекую от интересов ученика:
• прочитав текст (автора), я поймал себя на мысли, что никогда раньше не задумывался о …
· интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о …
· мой небогатый жизненный опыт не позволяет мне выразить четкую позицию по данному вопросу. но, прочитав текст, я задумался о том, что … (я узнал, что)
· я никогда раньше не задумывался над этой проблемой, и, боюсь, моя позиция покажется расплывчатой.
поэтому я вынужден согласиться с автором, которому удалось доступно рассказать о …