Напишите сочинение
Сатирическое изображение действительности в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
1. Введение
О комедии в целом
- сюжет подсказан А. С. Пушкиным
- создание галереи комических персонажей
- смех в комедии – обличающий, смех сквозь слёзы
2. Основная часть
2.1. Создание образов городских чиновников во главе с городничим
- говорящие фамилии как один из создания характера
- что происходит в каждой сфере, чем грешны чиновники
- Гоголь осуждает казнокрадство, коррупцию, злоупотребление служебным положением
Ключевые слова: не чист на руку, обирает, обманывает, берет взятки, беззаконие, безнравственность, взяточничество, аморальность, порочность, растрачивание денег, ложь, показная важность, значимость, необразованность, невежество, пытаются сделать вид, что в городе всё хорошо, смекалка (быстро сообразили, что нужно делать, чтобы задобрить ревизора)
2.2. Создание образа центрального персонажа
- первое упоминание о Хлестакове – из монолога его слуги, Осипа
- мелкий петербургский чиновник – по воле судьбы выходит «из грязи в князи»
- природный талант лжеца ему выйти сухим из воды, извлекая из провальной ситуации немалую выгоду
Ключевые слова: молодой, одет по моде, есть зачатки образованности, врёт не специально, а по природе, слова вылетают у него из уст, ложь «хлещет» из него, фонтанирует, «честная» ложь, хитрец, лжец, обманщик, может пустить пыль в глаза и расположить к себе, «без царя в голове», не задумывается о своих поступках, любит пожить на широкую ногу и ни в чем себе не отказывать, неутомимый врун, пускает деньги по ветру, гуляка, захлёбывается от своих феерических фантазий, с большими амбициями и претензиями, не задумываясь о последствиях, начинает флиртовать с женой и дочкой городничего, к кульминации комедии сам верит в то, что он ревизор, убедил не только окружающих, но и сам себя, ветреный, легкомысленный, пустой, азартный, ситуация подмены / страха/ глухоты и слепоты, подыгрывание, актёрский талант, умение извлекать выгоду
2.3. Создание женских персонажей
- нужны для поддержания комической атмосферы, по сути – двойники
- а также для создания любовной линии (треугольника)
- к сожалению, Марья Антоновна оказывается жертвой (достойна ли она этого?)
Ключевые слова: флирт, капризы, претензии на светскую, роскошную и столичную жизнь, при том узкий кругозор, завышенные представления о своей внешности и интеллектуальных соперничество, показное и пустое кокетство, переодевание, лесть, избалованность, капризность, жеманство, сплетни, навязчивое любопытство
2.4. Итог пьесы: немая сцена
- ложь рано или поздно раскрывается: чиновники уездного города узнают, что ревизор был «ложным»
- нарушители рано или поздно поплатятся за свои грехи (про чиновников – мы можем догадываться, но вот о Хлестакове – можем ли?)
- письмо Тряпичкину как отражение авторского начала в драматическом произведении
- немая сцена и открытый финал как расширения горизонта ожидания читателя
3. Заключение
- уездный город без названия – вся Россия
- реакция властей на постановку пьесы
- актуальность комедии
Комедия «Ревизор» — одно из лучших произведений Н. В. Гоголя. Сюжет комедии был подсказан ему А. С. Пушкиным. Благодарный Пушкину, Гоголь утверждал, что его комедия будет «смешнее черта». Смех, действительно, пронизывает каждый эпизод, каждую сцену комедии. Однако это особый смех, смех сквозь слезы, смех обличающий. Гоголь выводит действие комедии за рамки анекдотического случая. В комедии «Ревизор» он создал галерею невероятно смешных персонажей. При этом все они оказались легко узнаваемыми типами людей. Это подтвердил даже царь Николай. После одной встречи с провинциальными чиновниками он сказал губернскому предводителю дворянства: «Я их знаю...», — а потом добавил по-французски, что видел их на представлении гоголевского «Ревизора».
Гоголь действительно нарисовал не чиновников отдельно взятого уездного города. Он создал собирательные, типичные образы.
Итак, возглавляет город Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Городничий нечист на руку, без зазрения совести обирает купцов, потворствует беззаконию, не выполняет свои служебные обязанности, мошенничает, растрачивает казенные деньги. Город под руководством Антона Антоновича погряз не только в беззаконии, но и в грязи. Кругом мусор, пьянство, безнравственность. Городничий оказывается в дураках, когда узнает, что Хлестаков вовсе не ревизор, а сам он — не будущий тесть высокопоставленного петербургского чиновника. Антон Антонович смешон. Гоголь беспощадно бичует казнокрадство, коррупцию, злоупотребление служебным положением. В лице жены и дочери Сквозник-Дмухановского автор высмеивает пустое кокетство и глупость.
О судье Ляпкине-Тяпкине писатель уже в «Замечаниях для господ актеров» иронично замечает, что тот прочел «пять или шесть книг», а Хлестаков в своем письме называет судью человеком дурного тона. По роду службы Ляпкин-Тяпкин призван вершить правосудие. Но вместо этого он сам нарушает закон — берет взятки, о чем говорит открыто. Ляпкин-Тяпкин закрывает глаза на многие судебные беспорядки. Например, на гусей с гусятами, разведенных в передней. Ему некогда этим заниматься. Судья не выполняет свои служебные обязанности, он предпочитает «ездить за зайцами» да навещать жену Добчинского. Попечитель богоугодных заведений Земляника — большой «проныра и плут»; он очень услужлив и суетлив. С необычайной расторопностью Земляника предлагает Хлестакову свой донос на недавних приятелей изложить на бумаге. Думается, взамен он надеется получить прощение собственных грешков, а их у попечителя Богоугодных заведений немало: больные ходят в грязных колпаках, вместо габерсупа везде и всегда на обед капуста, лекарств дорогих нигде не употребляется. Отведенные на богоугодные цели деньги прямиком плывут в карман Земляники.
Почтмейстер Шпекин до наивности». Это авторское определение полно сарказма. Шпекин обожает читать чужие письма, а понравившиеся и вовсе оставляет себе на память, чтобы потом почитать на досуге вслух своим знакомым.
В. Г. Белинский в одном из писем к Гоголю назвал «Ревизора» «корпорацией разных служебных воров и грабителей», и эта оценка очень справедлива. Персонажи комедии прекрасно осознают свои грехи и оказываются настолько перепуганными вестью о приезде ревизора и о возможном разоблачении, что принимают за проверяющего из столицы обычного мелкого чиновника.
Хлестаков – молодой человек лет двадцати трех, несколько глуповатый и «без царя в голове». Уже в этом описании звучит едкая авторская насмешка. Хлестаков – обычный вертопрах, гуляка, фанфарон. Он пускает по ветру отцовские деньги, думает только об удовольствиях и нарядах. Кроме того, это неутомимый врун. Он на дружеской ноге с «самим» начальником отделения, его даже хотели сделать коллежским асессором, он живет в бельэтаже. Уже эта ложь заставляет присутствующих оцепенеть, а Хлестаков входит в настоящий азарт и захлебывается от своих феерических фантазий: он близко знаком с Пушкиным, сам пишет; его перу принадлежат известные произведения, его боится государственный совет, скоро его произведут в фельдмаршалы… Не задумываясь о последствиях, Хлестаков начинает откровенно приставать к жене и дочери городничего и даже обеим обещает жениться. Он не задумывается ни над своими словами, ни над своими поступками.
Действие комедии происходит в обычном уездном городе. Гоголь не дает ему названия, подчеркивая этим, что он нарисовал Россию в миниатюре, что подобные нравы рас по всей стороне российской. Везде, по утверждению писателя, воруют, мошенничают, бездельничают, берут и дают взятки, и это особенно горько. Гоголь не смешит, а жестоко высмеивает, бичует пороки современного ему общества. Но мог ли он знать, что в строках его комедии читатель двадцать первого века с болью будет узнавать и современную Россию, где правят балом сквозник-дмухановские, ляпкины-тяпкины, земляники?.
Объяснение: