Фонта́н (от лат. fontana[1] в значении «источник», «родник», «ключ»[2]) — природное (гейзер) или искусственно созданное явление, заключающееся в истечении жидкости (обычно воды) под действием оказываемого на неё давления, вверх или в сторону. В последнем случае, особенно когда истечение жидкости происходит относительно спокойно, фонтан относят к категории источников. В ряде случаев такой источник называют ключом.
Главный фонтан Нижнего Новгорода на площади Минина и Пожарского
ИсторияПравить
Первые фонтаны возникли в Древнем Египте и Месопотамии, о чём свидетельствуют изображения на древних надгробиях. Изначально использовались для полива выращиваемых культур и декоративных растений. Египтяне сооружали фонтаны во фруктовых садах возле домов, где они устанавливались посреди прямоугольного пруда.
Подобные фонтаны использовали и в Месопотамии и Персии, славившихся прекрасными садами. На Востоке они получили ещё большую популярность.
Согласно канонам, персидский сад должен был отражать четыре разных сущности — воду, цветы, растения и музыку, что можно заметить на старинных изображениях и ковровых рисунках. Мусульманские сады окружались террасами из разноцветной плитки, и брызги фонтана, отражаясь от них, создавали необыкновенную игру света и тени. Позже по их подобию были сооружены сады в Толедо, Гранаде и других городах.
В садах другого типа единство создавали вода, цветы, деревья, свет и тень. Ярким примером такой ландшафтной архитектуры считаются сады Тадж Махала в Индии и сады Шалимар. В этих садах важным акцентом являются полноводные источники, сбегающие с гор, где у подножия их русла искусственно поворачивают, создавая водоемы и водопады.
Огромные значения фонтаны имели в Китае и Японии. В создании знаменитого японского сада Киото участвовали монахи-буддисты. Каждый элемент его несет в себе особое значение и вызывает у посетителей определенное настроение и состояние души.
Ландшафтной и архитектурной основой фонтанов и садов в Европе послужили персидские сады. В Средние века сады появлялись при монастырях и подобно персидскому саду делились на четыре части — для цветов, трав, овощных культур и фруктовых деревьев. В середине сада был расположен колодец или фонтан — место уединения, размышления и молитвы для послушников. Но в основном, как и в древнем мире, в Средневековье фонтаны использовались как источники водоснабжения — для полива и питья.
Только с началом эпохи Возрождения фонтаны в Европе стали частью архитектурного ансамбля, его ярким акцентом, а порой главным элементом. Преобладал римский стиль. На природным источникам пришли насосы, и вместо подземных ключей на римских холмах забили фонтаны. Пример итальянского Ренессанса — вилла Ланте.
Постепенно новые веяния в архитектуре стали распространяться по всей Европе. Наибольший рассвет ландшафтно-паркового искусства был достигнут во Франции в XVII веке, его венцом стал Версаль — король регулярных парков, ставший основой для создания подобных дворцово-парковых ансамблей во всем мире.
В конце 17 века, с приходом Романтизма, претерпело изменения и ландшафтное искусство. В моду вошли парки в английском стиле, когда все наиболее приближено к дикой природе, без шика и помпезности. Архитектура водных источников также отличалась природной естественностью и простотой.
Современные фонтаны соревнуются в высоте. Фонтан короля Фахда, расположенный на Красном море, поднимается на высоту 260 м, в хорошую погоду он может достичь высоты 318 м (для сравнения: высота Эйфелевой башни равна 300 метрам).
Фонта́н (от лат. fontana[1] в значении «источник», «родник», «ключ»[2]) — природное (гейзер) или искусственно созданное явление, заключающееся в истечении жидкости (обычно воды) под действием оказываемого на неё давления, вверх или в сторону. В последнем случае, особенно когда истечение жидкости происходит относительно спокойно, фонтан относят к категории источников. В ряде случаев такой источник называют ключом.
Главный фонтан Нижнего Новгорода на площади Минина и Пожарского
ИсторияПравить
Первые фонтаны возникли в Древнем Египте и Месопотамии, о чём свидетельствуют изображения на древних надгробиях. Изначально использовались для полива выращиваемых культур и декоративных растений. Египтяне сооружали фонтаны во фруктовых садах возле домов, где они устанавливались посреди прямоугольного пруда.
Подобные фонтаны использовали и в Месопотамии и Персии, славившихся прекрасными садами. На Востоке они получили ещё большую популярность.
Согласно канонам, персидский сад должен был отражать четыре разных сущности — воду, цветы, растения и музыку, что можно заметить на старинных изображениях и ковровых рисунках. Мусульманские сады окружались террасами из разноцветной плитки, и брызги фонтана, отражаясь от них, создавали необыкновенную игру света и тени. Позже по их подобию были сооружены сады в Толедо, Гранаде и других городах.
В садах другого типа единство создавали вода, цветы, деревья, свет и тень. Ярким примером такой ландшафтной архитектуры считаются сады Тадж Махала в Индии и сады Шалимар. В этих садах важным акцентом являются полноводные источники, сбегающие с гор, где у подножия их русла искусственно поворачивают, создавая водоемы и водопады.
Огромные значения фонтаны имели в Китае и Японии. В создании знаменитого японского сада Киото участвовали монахи-буддисты. Каждый элемент его несет в себе особое значение и вызывает у посетителей определенное настроение и состояние души.
Ландшафтной и архитектурной основой фонтанов и садов в Европе послужили персидские сады. В Средние века сады появлялись при монастырях и подобно персидскому саду делились на четыре части — для цветов, трав, овощных культур и фруктовых деревьев. В середине сада был расположен колодец или фонтан — место уединения, размышления и молитвы для послушников. Но в основном, как и в древнем мире, в Средневековье фонтаны использовались как источники водоснабжения — для полива и питья.
Только с началом эпохи Возрождения фонтаны в Европе стали частью архитектурного ансамбля, его ярким акцентом, а порой главным элементом. Преобладал римский стиль. На природным источникам пришли насосы, и вместо подземных ключей на римских холмах забили фонтаны. Пример итальянского Ренессанса — вилла Ланте.
Постепенно новые веяния в архитектуре стали распространяться по всей Европе. Наибольший рассвет ландшафтно-паркового искусства был достигнут во Франции в XVII веке, его венцом стал Версаль — король регулярных парков, ставший основой для создания подобных дворцово-парковых ансамблей во всем мире.
В конце 17 века, с приходом Романтизма, претерпело изменения и ландшафтное искусство. В моду вошли парки в английском стиле, когда все наиболее приближено к дикой природе, без шика и помпезности. Архитектура водных источников также отличалась природной естественностью и простотой.
Современные фонтаны соревнуются в высоте. Фонтан короля Фахда, расположенный на Красном море, поднимается на высоту 260 м, в хорошую погоду он может достичь высоты 318 м (для сравнения: высота Эйфелевой башни равна 300 метрам).