Жанр данного лирического произведения определяется как элегия. Стихотворение «Золотая рыбка» написано чередующимися четырёхстопным и трёхстопным хореем, что создает его необычное распевное звучание. Рифмовка перекрёстная с чередованием мужской и женской рифмы.
Композиционный строй:
Композиция данного стихотворения представлена 8 строфами, которые по смыслу можно поделить на четыре части:
1-я часть (1-я строфа) – это введение читателя в изображаемую реальность. Всё реально и обыденно, без каких-либо следов волшебства.
2-я часть (2-я, 3-я и 4-я строфы) – появляется ощущение завораживающей таинственности происходящих событий.
3-я часть (5-я, 6-я и 7-я строфы) – волшебство становится реальным, ощутимым. Присутствие золотой рыбки не видно, но ощутимо.
4-я часть (8-я строфа) – это итог стихотворения, который логически завершает цепочку произошедших событий. В последних строках выражается радость и вера в чудо, уверенность, что желаемое обязательно произойдет.
Образы и символы: Автор выступает в роли лирического героя в своем стихотворении. От его лица ведется рассказ, именно он вводит нас в мир чудес и волшебства. Лирический герой находится в духовном поиске, он стремится через такие категории, как творчество и любовь, приобщиться к вечному. Его путь – это часть пути всеобщего, мирового.
Главный образ стихотворения – сама Золотая рыбка, наделенная властью исполнения желаний. Рыбка символизирует появление новых возможностей, процесс просветления человека.
Рыбка в стихотворении золотая, что, безусловно, содержит в себе определенную символику: золотой цвет олицетворяет собой мудрость. Золотой – цвет солнца, что ассоциируется у поэта с недостижимой мечтой.
Луна здесь является еще одним значимым образом. Она, словно зеркало, отражает солнечный свет. В контексте данного стихотворения луна отражает волшебство. Ведь именно при лунном свете природа безо всякого страха раскрывается, показывает свой сокровенный смысл, свою завораживающую душу. Луна символизирует покров и защиту.
Тема, проблематика, настроение:
Основной темой данного произведения является мечта и вера в то, что она рано или поздно исполнится. Автор стремится обратить внимание читателя на, так называемые, «бестелесные явления»: мечтания, фантазии, возвышенные человеческие устремления, наконец, — на вечность. Настроение стихотворения «Золотая рыбка» — легкое, чудесное, волшебное, окрыляющее, подающее надежду и наполняющее силами.
1. «Теперь, через много-много лег, я припомнил моего старого друга ... (Буратино) и надумал рассказать вам, девочки и мальчики, необычайную историю про этого деревянного человечка».
(Алексей Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», сказка, Буратино.)
2. Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.
(А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», сказка, Старик.)
3. «Он был невыразимо счастлив, но ничуть не возгордился — доброму сердцу чуждо высокомерие. Он помнил то время, когда все его презирали и преследовали; теперь же все говорили, что он прекраснейший между прекрасными».
По описанию героя вспомните произведение и его автора.
1. Волосы у нее пи темные, пи светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик был чистенький и глядел вверх».
(Настя. М. М. Пришвин «Кладовая солнца».)
2. «...В опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючки не застегиваются, порастеряны, а шиворот разорван».
(Левша. II. С. Лесков «Левша».)
3. «- Разве черные брови и очи мои так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? и в щеках? и в губах? Будто хороши мои черные косы? Они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы».
(Оксана. II. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством».)
4. «Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, yо очень плотный, лобастый, затылок широкий».
(Митраша. М. М. Пришвин «Кладовая солнца».)
5. «...Начинает усиками водить, потом ножками стала перебирать, а наконец вдруг прыгнула и на одном лету прямое дансе и две верояции в сторону, потом в другую...»
(Блоха. Н. С. Лесков «Левша».)
6. Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли, колтун в волосах...»
(Белорус. Н. А. Некрасов «Железная дорога».)
7. «...Несмотря на небольшой рост, в ширину был довольно увесист. Притом шаровары, которые носил он, были так широки, что, какой бы большой ни сделал он шаг, ног совершенно не заметно».
Жанр данного лирического произведения определяется как элегия. Стихотворение «Золотая рыбка» написано чередующимися четырёхстопным и трёхстопным хореем, что создает его необычное распевное звучание. Рифмовка перекрёстная с чередованием мужской и женской рифмы.
Композиционный строй:
Композиция данного стихотворения представлена 8 строфами, которые по смыслу можно поделить на четыре части:
1-я часть (1-я строфа) – это введение читателя в изображаемую реальность. Всё реально и обыденно, без каких-либо следов волшебства.
2-я часть (2-я, 3-я и 4-я строфы) – появляется ощущение завораживающей таинственности происходящих событий.
3-я часть (5-я, 6-я и 7-я строфы) – волшебство становится реальным, ощутимым. Присутствие золотой рыбки не видно, но ощутимо.
4-я часть (8-я строфа) – это итог стихотворения, который логически завершает цепочку произошедших событий. В последних строках выражается радость и вера в чудо, уверенность, что желаемое обязательно произойдет.
Образы и символы:
Автор выступает в роли лирического героя в своем стихотворении. От его лица ведется рассказ, именно он вводит нас в мир чудес и волшебства. Лирический герой находится в духовном поиске, он стремится через такие категории, как творчество и любовь, приобщиться к вечному. Его путь – это часть пути всеобщего, мирового.
Главный образ стихотворения – сама Золотая рыбка, наделенная властью исполнения желаний. Рыбка символизирует появление новых возможностей, процесс просветления человека.
Рыбка в стихотворении золотая, что, безусловно, содержит в себе определенную символику: золотой цвет олицетворяет собой мудрость. Золотой – цвет солнца, что ассоциируется у поэта с недостижимой мечтой.
Луна здесь является еще одним значимым образом. Она, словно зеркало, отражает солнечный свет. В контексте данного стихотворения луна отражает волшебство. Ведь именно при лунном свете природа безо всякого страха раскрывается, показывает свой сокровенный смысл, свою завораживающую душу. Луна символизирует покров и защиту.
Тема, проблематика, настроение:
Основной темой данного произведения является мечта и вера в то, что она рано или поздно исполнится. Автор стремится обратить внимание читателя на, так называемые, «бестелесные явления»: мечтания, фантазии, возвышенные человеческие устремления, наконец, — на вечность.
Настроение стихотворения «Золотая рыбка» — легкое, чудесное, волшебное, окрыляющее, подающее надежду и наполняющее силами.
Назовите автора, произведение, жанр, героя.
1. «Теперь, через много-много лег, я припомнил моего старого друга ... (Буратино) и надумал рассказать вам, девочки и мальчики, необычайную историю про этого деревянного человечка».
(Алексей Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», сказка, Буратино.)
2. Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.
(А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», сказка, Старик.)
3. «Он был невыразимо счастлив, но ничуть не возгордился — доброму сердцу чуждо высокомерие. Он помнил то время, когда все его презирали и преследовали; теперь же все говорили, что он прекраснейший между прекрасными».
(Г.-Х. Андерсен «Гадкий утенок», сказка, гадкий утенок.)
«...(Дюймовочка) была самой очаровательной девочкой, какую только можно себе представить: нежная и ясная, как прекрасный розовый лепесток».
(Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка», сказка, Дюймовочка.)
* * *
По описанию героя вспомните произведение и его автора.
1. Волосы у нее пи темные, пи светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик был чистенький и глядел вверх».
(Настя. М. М. Пришвин «Кладовая солнца».)
2. «...В опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючки не застегиваются, порастеряны, а шиворот разорван».
(Левша. II. С. Лесков «Левша».)
3. «- Разве черные брови и очи мои так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? и в щеках? и в губах? Будто хороши мои черные косы? Они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы».
(Оксана. II. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством».)
4. «Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, yо очень плотный, лобастый, затылок широкий».
(Митраша. М. М. Пришвин «Кладовая солнца».)
5. «...Начинает усиками водить, потом ножками стала перебирать, а наконец вдруг прыгнула и на одном лету прямое дансе и две верояции в сторону, потом в другую...»
(Блоха. Н. С. Лесков «Левша».)
6. Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли, колтун в волосах...»
(Белорус. Н. А. Некрасов «Железная дорога».)
7. «...Несмотря на небольшой рост, в ширину был довольно увесист. Притом шаровары, которые носил он, были так широки, что, какой бы большой ни сделал он шаг, ног совершенно не заметно».
(Пацюк. Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством».)