Напишите творческую работу на тему «Как меняется образ маленького человека в творчестве А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя Ф.М.Достоевского, А.И.Куприна»
(образ Самсона Вырина «Станционный смотритель», образ Акакия Башмачкина
«Шинель», образ Макара Девушкина «Бедные люди», образ телеграфиста Желткова
«Гранатовый браслет»)
В повести
«Станционныйсмотритель»
он «выводит» своего героя — «маленькогочеловека» Самсона Вырина, служащегостанционным смотрителем.
Сразуже Пушкин обращает внимание на то, чтово внешне бестолковом и бесхитростномисполнении этим человеком своихобязанностей кроется нелегкий, частонеблагодарный труд, полный хлопот изабот. Что только не ставят в винустанционному смотрителю? «Погоданесносная, дорога скверная, ямщикупрямый, лошади не везут — а виноватсмотритель…».
Малокто из проезжающих интересуется жизньюстанционных смотрителей, а ведь, какправило, у каждого из них — непростаясудьба, в которой с избытком хватаетслез, страданий и горя.ЖизньСамсона Вырина ничем не отличалась отжизни таких же, как и он, станционныхсмотрителей, которые, чтобы иметь самоенеобходимое для содержания своей семьи,готовы были молча выслушивать и так жемолча сносить бесконечные оскорбленияи упреки в свой адрес. Правда, семья уСамсона Вырина была небольшой: он даего красавица дочка Дуня.Жена Самсонаумерла, и он жил только ради Дуни. Вчетырнадцать лет дочка была настоящей отцу: в доме прибрать,приготовить обед, прислужить проезжему,— на все она была мастерица, все у неев руках спорилось.Впервой части рассказа Самсон Выринвыглядел «свежим и бодрым», несмотряна нелегкую работу и грубое, несправедливоеобращение с ним проезжающих.
Однако какможет изменить человека горе! Всегочерез несколько лет рассказчик,встретившись с Самсоном, видит передсобой старца, неухоженного, склонногок пьянству, прозябающего в своемзаброшенном жилище. Его Дуня, его надежда,та, что давала силы жить, уехала смалознакомым гусаром.Причем не сотцовского благословения, как этопринято у честных людей, а тайком. Самсонубыло страшно подумать, что его милоедитя, его Дуня, которую он, как мог,оберегал от всяких опасностей, такпоступила с ним и, главное, с собой —стала не женой, а любовницей.Настене в доме Самсона Вырина виселикартинки с изображением истории блудногосына. Дочь смотрителя повторила поступокгероя библейской легенды. И, скореевсего, как и отец блудного сына,изображенного на картинках, станционныйсмотритель ждал свою дочь, готовый кпрощению. Но Дуня не возвращалась.
Аотец не находил себе места от отчаяния,зная, чем зачастую заканчиваются подобныеистории: «Много их в Петербурге,молоденьких дур, сегодня в атласе дабархате, а завтра, поглядишь, метутулицу, вместе с голью кабацкою.
Какподумаешь порою, что и Дуня, может быть,тут же пропадает, так поневоле согрешишьда пожелаешь ей могилы…»