Жанр лирического произведения – простое стихотворение. оно посвящено природе и удивительным её созданиям – стрекозам. автор ведёт рассказ о каком-то спокойном месте, где летом стрекозы «ведут весёлый хоровод» и взывают своими песнями к ним присоединиться. создаётся ощущение жаркого полудня в тени деревьев на берегу реки, где толпой резвятся эти чудные насекомые, завлекая освежиться в прохладном омуте. после прочтения стихотворения проникаешься умиротворённым настроением уставшего от жары мальчика, который пытается себя как-то развлечь в летней полуденной тиши. ему мерещатся весёлые танцы и песни стрекоз, он словно хочет присоединиться к ним, но не решается, да и непонятно, куда они могут затянуть. стихотворение построено довольно просто: четыре четверостишия, первое – вводное, а последующие – песнь, призыв хоровода стрекоз. всё стихотворение написано с трёхсложного размера – амфибрахия и перекрёстной рифмы. толстой использует различные приёмы, чтобы полностью передать чувства и настроение. например, олицетворение – «летают и пляшут стрекозы, весёлый ведут хоровод» создать абсолютно живой образ насекомых, действительно с тобой разговаривающих. сравнение «крылышки точно стекло» красиво и точно «нарисовать» лёгких стрекоз. встречается несколько повторов: «где гнутся над омутом лозы, где летнее солнце печёт…», «дитя, подойди к нам поближе,…, дитя, подойди, подойди же…». эти приёмы в полной мере нам атмосферу стихотворения. главная идея произведения – это, скорее всего, мысль о том, что в летний знойный полдень, наблюдая за манящими созданиями, такими как стрекозы, важно не потерять реальность и не принять воображаемые образы за действительность. это стихотворение вызвало у меня двойственное чувство. оно, конечно, красиво и точно написано, прекрасно передаёт летнюю картину, но остаётся какая-то недосказанность, как будто должно быть продолжение у этой песни, у этой .
Повесть "детство" - первая в автобиографической трилогии л. толстого, вообще первый его труд. многие писатели увидели в ней тогда "прекрасную надежду " н. чернышевский отметил, что особенность таланта молодого писателя (толстому было тогда 24 года) в том, что он хорошо знает внутренний мир человека, его чувства, мысли, переживания. внутреннее состояние, движения души ребёнка переданы через факты внешнего мира. этот приём критик назвал "диалектикой души". главная мысль: детство не только мир гармонии, радости и любви, но и мир первых утрат.