Напишите выразительные средства данного стихотворения:
своими горькими слезами
над нами плакала весна.
огонь мерцал за камышами,
дразня лихого скакуна…
опять звала бесчеловечным,
ты, отданная мне
но ветром буйным, ветром встречным
твое лицо опалено…
опять — бессильно и напрасно —
ты отстранялась от огня…
но даже небо было страстно,
и небо было за
и стало все равно, какие
лобзать уста, ласкать плеча,
в какие улицы глухие
гнать удалого лихача…
и все равно, чей вздох, чей шепот,-
быть может, здесь уже не ты…
лишь скакуна неровный топот
как бы с далекой высоты…
так — сведены с ума мгновеньем —
мы отдавались вновь и вновь,
гордясь своим уничтоженьем
твоим превратностям, любовь!
теперь, когда мне звезды ближе,
чем та неистовая ночь,
когда еще безмерно ниже
ты пала, униженья дочь,
когда один с самим собою
я проклинаю каждый день,-
теперь проходит предо мною
твоя развенчанная тень…
с благоволеньем? иль с укором?
иль ненавидя, мстя, скорбя?
иль хочешь быть мне приговором? —
не знаю: я забыл тебя.
Эта легенда о влюбленных в свободу прекрасных людях соотнесена с размышлениями старого цыгана о жизни и человеке. Правда жизни для Макара заключается в свободе, ему ненавистна власть земли над человеком. В подтверждение мысли о том, что самым дорогим в человеке является чувство свободы, Макар рассказывает легенду о гордой красавице Радде и прекрасном юноше Лойко Зобаре. Красоту Радды нельзя описать словами. «Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает» . У Лойко Зобара «очи как ясные звезды горят, а улыбка — целое солнце.. . Стоит, весь как в крови, в огне костра и сверкает зубами, смеясь!» .
Герои горячо любили друг друга, но еще больше каждый из них любил свою волю, боялся потерять ее. «Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, кем бы она стала? » — говорит Радда. Лойко отказывается поклониться своей возлюбленной в ноги и убивает ее, а она, умирая, благодарит за то, что он не подчинился ей и остался на высоте своего идеала, который достоин ее любви. Автор подводит читателя к мысли о том, что свобода и счастье несовместимы, если один человек должен покоряться другому.
Ни Лойко, ни тем более Радда не показаны как борцы за свободу других людей; в основе рассказа лежит иная идея: человек не может быть борцом, если сам не добился внутренней свободы. У Лойко Зобара были задатки народного героя, готового к самопожертвованию во имя другого человека: «...Нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было» .
"Чудесный доктор" Александра Куприна -это рождественская история,поэтому каждый читатель испытывает особое настроение, читая рассказ.Зима,канун Рождества,кругом ожидание праздника, наряженные витрины магазинов ,украшенные ёлки,гуляющие люди и искрящийся снег,скрипящий на морозе,но двоим мальчишкам этот волшебный вечер не кажется таким прекрасны,они не справились с поручением матери и не получили Радостное настроение сменяется унынием,по мере их приближения к дому-запах горя и нищеты кружит в промозглом подвале.Отец семейства Мерцаловых в отчаянии,тяжело больная маленькая дочь,денег нет ни на лекарства, ни на еду и ждать не от кого.Гонимый душевными муками, Мерцалов уходит прочь от голодного семейства и попав в общественный сад,решает свести счёты с жизнью.Не осталось надежды на чувство неотвратимой беды переполняют читателя,но тут появляется доктор и не теряя времени,спешит на больной девочке.Чувство благодарности переполняет не только семейство Мерцаловых,девочка вне опасности,отец от греха,чудесный доктор только своим присутствием меняет ситуацию и вселяет надежду на будущее.Происходит чудо,без которого невозможно Рождество-подарив незнакомым людям,доктор меняет и их будущее,жизнь наладится,на столе появится еда,отец найдёт работу,малышка поправится,а сыновья вырастут и станут уважаемыми людьми,у которых всегда в сердце живёт доктор Пирогов,которые никогда не пройдут мимо чужого горя и всегда нуждающимся в беде.Чувство справедливости,торжества добра и счастья приносит финал рассказа,но и конечно,настроение волшебства праздника и веры в чудеса.