Чтобы это понять, нужно прочитать повесть, или, как минимум, знать, краткое содержание. Если вкратце, то в центре повести - невероятный случай превращения собаки в человека. Изображается эксперимент гениального учёного-медика Преображенского. Пересадив собаке семенные железы и гипофиз мозга вора и пьяницы Клима Чугункина, Преображенский, ко всеобщему изумлению, получает из собаки человека. Так, бездомный Шарик превращается в Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Однако у него остаются собачьи повадки и дурные привычки Клима Чугункина. Профессор же вместе с другим доктором пытается воспитать его, но все усилия оказываются напрасными. Поэтому профессор вновь возвращает собаку в исходное состояние.
Теперь осталось понять, почему именно такое название выбрал Булгаков для своей повести. Всё просто, и истолковать смысл названия можно по-разному.
1) Повесть могла быть так названа в честь самого эксперимента, произведенного профессором Преображенским: он пересадил человеческое сердце в тело собаки. Просто, но реальный вариант.
2) Смысл названия может заключаться в самих людях, таких, как Швондер (был там такой персонаж; председатель домкома, который выдал Шарику документы на имя П.П. Шарикова, устроил его работать в службе отлова и уничтожения бездомных животных (в «очистке»), и вынудил профессора официально прописать Шарикова в своей квартире) или сам Шариков. Им никто не пересаживал собачьих сердец, они у них с рождения. Швондер – это человек без своего духовного мира, бездельник, хам; такие, как он не знают ни жалости, ни скорби, ни сочувствия, они некультурны и глупы. Можно сказать, что он создан искусственно, так же, как и Шариков. Швондер не имеет собственного мнения - все взгляды были ему навязаны. Швондер – воспитанник пролетариата - группы людей, по мнению Булгакова, поющих о светлом будущем, но ничего при этом не делающих целыми днями. Существо, которое появилось в результате эксперимента, имеет человеческий облик, но продолжает вести “собачий” образ жизни. В своём моральном, нравственном развитии он движется крайне вяло. Он лживый, трусливый, наглый и неблагодарный. Пускай у Шарикова человеческий облик, его сердце – “собачье”, он полон ненависти к людям, готов “облаять” каждого, кто не дать отпор. Злость, раздражение, ненависть к людям – вот то, что скрывается за названием повести.
3) Есть ещё одна версия, мнение литераторов. Она заключается в том, что название повести – намёк на тех людей, которые слепо, преданно следуют за новой властью, они слишком недалёкие, необразованные, чтобы брать на себя ответственность за ход истории. Ими управляют те, кто “дёргают за верёвочки”, им достаточно дать команду “фас”, и новоиспечённые обладатели власти выполнят любую команду. Ведь Булгаков писал глубокие произведения, полные жизненного смысла. Он писал о том, что видел, хотя и не все это понимали и понимают сейчас. Его произведение "Собачье сердце" (и не только оно) "родилось", когда в стране была очень тяжёлая социально-политическая ситуация. На этом основывается третья версия происхождения названия. Его повесть – своеобразная интерпретация истории общества, в образе Шарикова. Гениальной идеей было то, что “дитя” пришло к тому, чтобы убить своего создателя – профессора Преображенского. Именно таков философский смысл того, что творилось тогда в духовной жизни общества.
А. П. Чехов в своём рассказе "Человек в футляре" показал, как русская интеллигенция задыхается в сетях подобных "футлярных" людей, которые, подобно пауку, опутывают все сферы общественной жизни. Произведение построено на противопоставлении, антитезе: человек и футляр. Беликов прячется от мира, ограничивая своё пространство, вместо свободной жизни он выбирает узкий мирок "футляра". Футляр - это символ обывательского равнодушия, неподвижности. Однако смерть Беликова ещё не означала победы над "беликовщиной"...
Чтобы это понять, нужно прочитать повесть, или, как минимум, знать, краткое содержание. Если вкратце, то в центре повести - невероятный случай превращения собаки в человека. Изображается эксперимент гениального учёного-медика Преображенского. Пересадив собаке семенные железы и гипофиз мозга вора и пьяницы Клима Чугункина, Преображенский, ко всеобщему изумлению, получает из собаки человека. Так, бездомный Шарик превращается в Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Однако у него остаются собачьи повадки и дурные привычки Клима Чугункина. Профессор же вместе с другим доктором пытается воспитать его, но все усилия оказываются напрасными. Поэтому профессор вновь возвращает собаку в исходное состояние.
Теперь осталось понять, почему именно такое название выбрал Булгаков для своей повести. Всё просто, и истолковать смысл названия можно по-разному.
1) Повесть могла быть так названа в честь самого эксперимента, произведенного профессором Преображенским: он пересадил человеческое сердце в тело собаки. Просто, но реальный вариант.
2) Смысл названия может заключаться в самих людях, таких, как Швондер (был там такой персонаж; председатель домкома, который выдал Шарику документы на имя П.П. Шарикова, устроил его работать в службе отлова и уничтожения бездомных животных (в «очистке»), и вынудил профессора официально прописать Шарикова в своей квартире) или сам Шариков. Им никто не пересаживал собачьих сердец, они у них с рождения. Швондер – это человек без своего духовного мира, бездельник, хам; такие, как он не знают ни жалости, ни скорби, ни сочувствия, они некультурны и глупы. Можно сказать, что он создан искусственно, так же, как и Шариков. Швондер не имеет собственного мнения - все взгляды были ему навязаны. Швондер – воспитанник пролетариата - группы людей, по мнению Булгакова, поющих о светлом будущем, но ничего при этом не делающих целыми днями. Существо, которое появилось в результате эксперимента, имеет человеческий облик, но продолжает вести “собачий” образ жизни. В своём моральном, нравственном развитии он движется крайне вяло. Он лживый, трусливый, наглый и неблагодарный. Пускай у Шарикова человеческий облик, его сердце – “собачье”, он полон ненависти к людям, готов “облаять” каждого, кто не дать отпор. Злость, раздражение, ненависть к людям – вот то, что скрывается за названием повести.
3) Есть ещё одна версия, мнение литераторов. Она заключается в том, что название повести – намёк на тех людей, которые слепо, преданно следуют за новой властью, они слишком недалёкие, необразованные, чтобы брать на себя ответственность за ход истории. Ими управляют те, кто “дёргают за верёвочки”, им достаточно дать команду “фас”, и новоиспечённые обладатели власти выполнят любую команду. Ведь Булгаков писал глубокие произведения, полные жизненного смысла. Он писал о том, что видел, хотя и не все это понимали и понимают сейчас. Его произведение "Собачье сердце" (и не только оно) "родилось", когда в стране была очень тяжёлая социально-политическая ситуация. На этом основывается третья версия происхождения названия. Его повесть – своеобразная интерпретация истории общества, в образе Шарикова. Гениальной идеей было то, что “дитя” пришло к тому, чтобы убить своего создателя – профессора Преображенского. Именно таков философский смысл того, что творилось тогда в духовной жизни общества.
А. П. Чехов в своём рассказе "Человек в футляре" показал, как русская интеллигенция задыхается в сетях подобных "футлярных" людей, которые, подобно пауку, опутывают все сферы общественной жизни. Произведение построено на противопоставлении, антитезе: человек и футляр. Беликов прячется от мира, ограничивая своё пространство, вместо свободной жизни он выбирает узкий мирок "футляра". Футляр - это символ обывательского равнодушия, неподвижности. Однако смерть Беликова ещё не означала победы над "беликовщиной"...