Повесть "Портрет" - посвящена рассуждению автора о художнике и его творении, о предназначении искусства и пути творца. Эта тема была очень острой для писателя во время написания повести, и интересно отследить, как события в жизни и изменения в мировоззрении отразились в творчестве автора. Актуальность работы, таким образом, не только в подробном анализе темы Художника и искусства в повести Портрет, но и в более глубоком понимании самого Гоголя как писателя, одновременно с этой повестью работавшего над Ревизором и Мертвыми душами. Повесть Н. В. Гоголя Портрет состоит из двух взаимосвязанных частей. Первая часть повести рассказывает зрителю о молодом художнике по фамилии Чартков, который однажды, зайдя в картинную лавку, обнаруживает удивительный портрет. На нем изображен старик в неком азиатском костюме, а сам портрет – старый. Но Чарткова просто поражают глаза старика с портрета: обладали странною живостью; и разрушали гармонию своей реальностью. Чартков покупает портрет и несет его в свой бедный дом. Между тем, мечта Чарткова – разбогатеть и стать модным живописцем. Дома он рассматривает портрет лучше, и видит, что теперь живы не только глаза, ни и все лицо, кажется, будто старик вот-вот оживет. Молодой художник ложится спать, и ему снится, будто старик вылез из своего портрета, и показывает мешок, в котором множество свертков с деньгами. Художник незаметно прячет один из них. Утром он действительно обнаруживает деньги. А что же происходит с главным героем далее? Чартков нанимает новую квартиру, заказывает о себе в газете похвальную статью и начинает писать модные портреты. (3 ответов) зайди в эту ссылку - http://briefly.ru/gogol/portret/ удачи!
Композиционно повесть распадается на 2 части. В первой части Гоголь рассказывает историю художника Чарткова (говорящая фамилия - Чертков (первоначально) . Вторая часть- знакомит с происхождением демонического портрета ростовщика и судьбой художника, создавшего это портрет. Каждая часть-законченное произведение, самостоятельное, с самостоятельными персонажами и конфликтом. В 1-ой части используется прямая композиция. Во 2-ой части-рамочная, т. е. вводится еще один конфликт и еще одна художественная проблема. Но эти две новеллы объединены общей темой: творчество и одним центром- портрет ростовщика. Здесь Н. В. Гоголь использовал хорошо известный в мировой литературе приём “перевёрнутой композиции” (ведь события второй части хронологически предшествуют событиям первой) .
Образы Пирогова и Пискарёва связаны с противоположными нравственными началами в характерах . Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарёва: “Пискарёв и Пирогов-какой контраст! Оба они начали в один день, в один час преследование своих красавиц, и как различны для обоих них были следствия этих преследований! О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст! ” -писал В. Г. Белинский.
Пискарёв-художник и очень чувствительная, тонкая натура, которую так легко сломать. Он мечтатель, живёт в своём внутреннем мире и когда реальность так внезапно раскрывается в своей жестокости, он не выдерживает и решается на самоубийство. Пирогов, наоборот-чересчур равнодушен ко всем и вся. Если Пискарёв переживает из- за потери "идеала девушки" до смерти, в буквальном смысле, то Пирогову достаточно съесть пирог в ближайшем кафе, чтобы забыть о своей недавней любви. Пискарёв верит в гармонию добра и красоты, чистую, искреннюю любовь, возвышенные идеалы. Характеризуя Пирогова, автор рассказывает о его талантах, на самом деле раскрывает такие его черты, как карьеризм, ограниченность, наглость, самоуверенная пошлость, стремление подражать тому, что входит в моду у избранной публики. К людям ниже его по чину он относится высокомерно. Любовь для Пирогова-лишь интересное приключение, “интрижка”, которой можно похвастаться перед друзьями. Поручик, нисколько не смущаясь, довольно пошло ухаживает за женой ремесленника Шиллера и уверен, что “любезность его и блестящий чин дают ему полное право на её внимание”. Он нисколько не утруждает себя думами о жизненных проблемах, стремится к удовольствиям.
Автор показал, как в погоне за чинами человек овеществляется, теряет свое индивидуальное лицо, превращается в безликое существо. Моральные нормы ставятся с ног на голову, а недостойный- счастливее достойного.
В то же время Гоголь показывает читателю, каким должен быть настоящий художник: "Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою". Художник из рассказа "Портрет" нарисовал икону Рождество Иисуса, пробыв многие годы отшельником. Таким он исцелил свою душу: "Нет, нельзя человеку с одного человеческого искусства произвести такую картину: святая высшая сила водила твоей кистью, и благословенье небес почило на труде твоем". После этого он завещает своему сыну, молодому художнику, уничтожить портрет, который он когда-то нарисовал, портрет самого дьявола.
Повесть Н. В. Гоголя Портрет состоит из двух взаимосвязанных частей.
Первая часть повести рассказывает зрителю о молодом художнике по фамилии Чартков, который однажды, зайдя в картинную лавку, обнаруживает удивительный портрет. На нем изображен старик в неком азиатском костюме, а сам портрет – старый. Но Чарткова просто поражают глаза старика с портрета: обладали странною живостью; и разрушали гармонию своей реальностью. Чартков покупает портрет и несет его в свой бедный дом. Между тем, мечта Чарткова – разбогатеть и стать модным живописцем. Дома он рассматривает портрет лучше, и видит, что теперь живы не только глаза, ни и все лицо, кажется, будто старик вот-вот оживет. Молодой художник ложится спать, и ему снится, будто старик вылез из своего портрета, и показывает мешок, в котором множество свертков с деньгами. Художник незаметно прячет один из них. Утром он действительно обнаруживает деньги. А что же происходит с главным героем далее? Чартков нанимает новую квартиру, заказывает о себе в газете похвальную статью и начинает писать модные портреты.
(3 ответов) зайди в эту ссылку - http://briefly.ru/gogol/portret/ удачи!
Вторая часть- знакомит с происхождением демонического портрета ростовщика и судьбой художника, создавшего это портрет. Каждая часть-законченное произведение, самостоятельное, с самостоятельными персонажами и конфликтом.
В 1-ой части используется прямая композиция. Во 2-ой части-рамочная, т. е. вводится еще один конфликт и еще одна художественная проблема. Но эти две новеллы объединены общей темой: творчество и одним центром- портрет ростовщика.
Здесь Н. В. Гоголь использовал хорошо известный в мировой литературе приём “перевёрнутой композиции” (ведь события второй части хронологически предшествуют событиям первой) .
Образы Пирогова и Пискарёва связаны с противоположными нравственными
началами в характерах .
Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарёва: “Пискарёв и Пирогов-какой контраст! Оба они начали в один
день, в один час преследование своих красавиц, и как различны для обоих них были следствия этих преследований! О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст! ” -писал В. Г. Белинский.
Пискарёв-художник и очень чувствительная, тонкая натура, которую так легко сломать. Он мечтатель, живёт в своём внутреннем мире и когда реальность так внезапно раскрывается в своей жестокости, он не выдерживает и решается на самоубийство. Пирогов, наоборот-чересчур равнодушен ко всем и вся. Если Пискарёв переживает из-
за потери "идеала девушки" до смерти, в буквальном смысле, то Пирогову достаточно съесть пирог в ближайшем кафе, чтобы забыть о своей недавней любви.
Пискарёв верит в гармонию добра и красоты, чистую, искреннюю любовь, возвышенные идеалы.
Характеризуя Пирогова, автор рассказывает о его талантах, на самом деле
раскрывает такие его черты, как карьеризм, ограниченность, наглость,
самоуверенная пошлость, стремление подражать тому, что входит в моду у
избранной публики.
К людям ниже его по чину он относится высокомерно.
Любовь для Пирогова-лишь интересное приключение, “интрижка”, которой
можно похвастаться перед друзьями. Поручик, нисколько не смущаясь, довольно
пошло ухаживает за женой ремесленника Шиллера и уверен, что “любезность его
и блестящий чин дают ему полное право на её внимание”. Он нисколько не утруждает себя думами о жизненных проблемах, стремится к удовольствиям.
Автор показал, как в погоне за чинами человек овеществляется, теряет свое индивидуальное лицо, превращается в безликое существо. Моральные нормы ставятся с ног на голову, а недостойный- счастливее достойного.
В то же время Гоголь показывает читателю, каким должен быть настоящий художник: "Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою".
Художник из рассказа "Портрет"
нарисовал икону Рождество Иисуса, пробыв многие годы отшельником. Таким он исцелил свою душу: "Нет, нельзя человеку с одного человеческого искусства произвести такую картину: святая высшая сила водила твоей кистью, и благословенье небес почило на труде твоем". После этого он завещает своему сыну, молодому художнику, уничтожить портрет, который он когда-то нарисовал, портрет самого дьявола.