Образ николеньки иртеньева во многом автобиографический. с первых страниц повести он предстаёт перед читателем вдумчивым, впечатлительным мальчиком. тёплые и трогательные воспоминания о детстве были связаны у толстого со старшим братом. николенька научил маленького лёвушку необычным играм, рассказывал ему и другим братьям о всеобщем человеческом счастье. в первой автобиографической повести толстого «детство» её герой, николенька иртеньев, во многом биографически и душевно близкий автору, говорит о ранних годах своей жизни: «счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». николенька постоянно с переменным успехом играет какую-нибудь роль. то роль влюбленного с оглядкой на прочитанные им романы, то — философа, так как в свете его мало замечали, а задумчивостью можно было замаскировать свой неуспех, то — большого оригинала. все это отодвигало на задний план его настоящие чувства и мысли. чувства и настроение николеньки, как любые детские чувства, часто меняются. к примеру, в главе "разлука", при отъезде николенька сначала нетерпелив: "я сидел у окна и с нетерпением ожидал окончания всех приготовлений", "я продолжал быть беззаботен и нетерпелив. десять секунд, которые просидели с закрытыми дверьми, показались мне за целый час", затем резко подступает горечь от расставания — "я же захлебывался от слез, и что-то так давило мне в горле, что я боялся ", но вновь появляются детские размышления — "я продолжал плакать, и мысль, что слезы мои доказывают мою чувствительность, доставляла мне удовольствие и отраду." я думаю, что идея нравственного совершенствования становится одной из наиболее значимых. так николенька, говоря об отце, отмечал: « и то только он считал хорошим, что называла хорошим публика. бог знает, были ли у него какие-нибудь нравственные убеждения? »
Сбирается с силами народ и учится быть н. а. некрасов одним из наиболее известных произведений н. а. некрасова является поэма "кому на руси жить хорошо", прославляющая народ. ее по праву можно назвать вершиной творчества некрасова. написанная автором в зрелые годы, она вобрала в себя всю его любовь к простым людям, сочувствие к их нелегкой доле, глубокое знание крестьянского быта и обычаев. некрасов начал работу над поэмой вскоре после "освобождения" крестьян от крепостного гнета. часто посещая деревни, беседуя с крестьянами, он понял, что жизнь их не стала лучше. свой долг поэта-гражданина он видел в правдивом изображении тяжелой судьбы крестьян. герой поэмы "кому на руси жить хорошо" - не один человек, а весь многострадальный и героический народ. сюжет поэмы прост: семеро странников из разных деревень отправляются на поиски счастливых людей на руси. к концу повествования становится ясно, что отыскать их вряд ли удастся. тяжела народная доля! даже названия деревень, в которых происходит действие, говорят об этом - заплатово, дырявино, разутово, горелово, неелово, крестьяне - люди, "досыта не едавшие, несолоно хлебавшие". мужицкое счастье - "дырявое с заплатками, горбатое с мозолями". особенно образно описываются страдания и бесправие народа в песнях, содержащихся в поэме. поэт назвал их "барщинная", "солдатская", "соленая", "голодная". "тоска-беда замучила", "тошен свет, правды нет", "верченый, крученый, сеченый, " - эти строки из песен говорят сами за себя. перед читателем проходят трагические из жизни матрены корчагиной, у которой "нет косточки неломаной, нет жилочки нетянутой", агапа петрова, ермилы ги-рина, старосты власа. у каждого из них свое горе, и поэтому: душа, что туча черная, гневна, грозна - и надо бы, громам греметь оттудова, кровавым лить дождям, а все вином кончается. действительно, многие крестьяне, ощущая полную безысходность, топят горе и тоску в вине. многие, но не все! никакие тяготы жизни не могут уничтожить у большинства крестьян чувства собственного достоинства. некрасов особенно симпатизирует тем из своих героев, кто не сломился от невыносимой жизни, а сохранил силы для протеста. одним из таких персонажей является савелий - "богатырь ". он воплощает в себе и нравственную силу народа, "клейменый, да не раб! " - говорит он о себе. савелия и его сподвижников повествует о вечном стремлении крестьян к свободе, об их желании самостоятельно распоряжаться скромными своего нелегкого труда. не менее значителен в поэме образ ермилы гирина, в котором некрасов показал талантливого честного хозяина, уважающего интересы мужика. тяжба ермилы с купцом алтынниковым из-за мельницы к объединению крестьян вокруг него и бунту в деревне столбняки. это единственное описание крестьянского бунта в поэме, которое предвосхищает дальнейшие события в россии. особняком стоит в поэме образ "народного заступника" гриши добросклонова. гриша - выходец из народа, его особенность в том, что он осознал свое предназначение: не надо мне ни серебра, ни золота, а дай господь, чтоб землякам моим и каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой руси. гриша одним из первых почувствовал, что "над русью оживающей иная песня слышится", которая "души сильные зовет на честный путь". существование таких людей, как савелий, ермила, григорий, вносит в поэму оптимистическую ноту, надежду на лучшее будущее. несмотря на реалистическое описание всех тяжестей крестьянской жизни, поэма "кому на руси жить хорошо" не вызывает ощущения безысходности. этому способствует мастерское изображение некрасовым духовной красоты и величия народа. важной художественной особенностью произведения является обилие в ней народных шуток, прибауток, забавных эпизодов. некрасов прекрасно знал деревенский быт, обычаи, особенности речи простого народа. вот поэт любуется единым трудовым порывом в деревне большие вахлаки: " проснулась, разгорелася привычка позабытая к труду! ". и таких светлых эпизодов в тексте немало. в поэме "кому на руси жить хорошо" н. а. некрасов реалистично рассказал о судьбе крестьянства в россии второй половины xix века. народность повествования, умение услышать голос народа, правдивость взгляда на жизнь - все эти черты не поэме стареть на протяжении многих десятков лет.