Ящка просыпается затемно — мать ещё не доила корову, и пастух не выгонял стадо в луга. Глаза слипаются, но Яшка пересиливает себя, одевается, завтракает и выходит из дому, чтобы накопать червей у риги и разбудить Володю — нового приятеля из Москвы. Напившись воды из колодца, ребята направляются к омуту — самому «рыбному» месту на реке. Яшка даёт Володе удочку, отсыпает в спичечную коробку червей и показывает место, где клюёт рыба.
Первая рыба у Яшки срывается с крючка, но вскоре он ловит большого леща. Вдруг большой ком земли, на котором стоит Володя, сползает в реку, мальчик падает в воду, начинает барахтаться и захлёбываться. Яшка бросается в омут, подныривает под Володю, хватает его за руку и вытаскивает на берег, затем поднимает друга за ноги вверх, насколько хватает сил, и трясёт. Изо рта Володи вытекает вода, он стонет, и судорога проходит по его телу. Вскоре он приходит в себя, и тогда Яшка начинает реветь, задыхаясь и стыдясь своих слёз. Он плачет от радости, от пережитого страха, от того, что всё хорошо кончилось, и он Володю. Володя тоже начинает плакать, глядя на спокойную воду в омуте, солнце и кусты, обрызганные росой.
Роман «Герой нашего времени» создан был Лермонтовым в литературном направлении реализма. Однако многие ранние его произведения, особенно лирические, в можно считать романтическими. Некоторые черты, характерные для романтизма, присущи и роману «Герой нашего времени»; и его героям. Какие же из них воплотились в центральном образе произведения – Григории Печорине? Основная часть повествования в романе представлена в виде журнала Печорина, куда герой записывал свои впечатления и размышления. Уже сам факт ведения дневника (и в еще большей степени – форма изложения) говорит об обособленной, глубоко рефлексирующей натуре. Печорин обладает богатым внутренним миром и острым аналитическим умом: с малых лет он осмысливает всё, что происходит вокруг, и делает какие-то выводы. «Я люблю сомневаться во всём: это расположение ума не мешает решительности характера…» - так сам герой характеризует своё отношение к миру. Нужно уникальное сочинение? Напишем в течение 3 часов. ЗАКАЗАТЬ СОЧИНЕНИЕ Наши эксперты проверят Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации. Как стать экспертом? Поскольку жизнь не кажется Печорину такой простой, какой видит её большинство из его окружения (по крайней мере, так кажется ему самому), ему тяжело быть «полноценным членом общества». Другие люди не могут понять и принять его сложную, противоречивую личность, а сам он, в свою очередь, ненавидит и презирает окружающих за тупость и ограниченность ума. Как свойственно типичному романтическому герою, Печорин противопоставлен обществу: он существует вне его, по своим законам и правилам; привычный для других мир кажется ему тюрьмой. Особенно ярко это проявляется в главе «Княжна Мери», где мы наблюдаем за жизнью Печорина в светском обществе. Очевидно, что Мери, чей милый, но маленький мирок заключается в мечтах о замужестве, игре на фортепьяно и французских романах, - не пара Григорию. Печорин постепенно разочаровывается во всём, что принято считать непреложными ценностями: в женщинах, в любви, в дружбе. «Милый мой, я презираю женщин, чтобы не любить их, потому что иначе жизнь была бы слишком нелепой мелодрамой…» – говорит он Грушницкому. Собственная же проницательность обрекает героя на одиночество – он слишком хорошо знает людей, чтобы иметь с ними хоть сколько-нибудь искренние и взаимоприятные отношения; он видит их насквозь. Например, Печорин быстро понимает, что представляет из себя Грушницкий: он разоблачает в этом человеке глупое тщеславие, мечту «сделаться героем романа». «…из двух друзей всегда один раб другого…» - цинично констатирует Григорий; а говоря женщинах, замечает, что в них «порода, как и в лошадях, великое дело». «Грусть в обществе смешна, а слишком большая весёлость неприлична…» - эта фраза Печорина полностью отражает отношение высшего света к человеку, к личности: оно жестоко; чтобы выжить в нём, приходиться либо опускаться до существования среди мелких светских интрижек и сплетен, либо становиться отшельником. Печорин выбирает второй путь. Помимо, того, что романтический герой постоянно враждует с внешним миром, он ещё и становится жертвой рока, злой судьбы. Это происходит и с Печориным: герой постоянно оказывается в исключительных обстоятельствах; что вынуждает его проявлять силу своего характера. «Неужели, думал я, моё единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды?» - с горечью во он. Однако очевидно, что не только фатум управляет судьбой героя: он сам притягивает к себе неприятности. Его дух мятежный «просит бури», рвётся в бой. В Тамани Печорин сам нарывается на опасный конфликт с контрабандистами, движимый любопытством и страстью к приключениям. В главе «Бэла» он, ослеплённый страстью, становится причиной трагической смерти Бэлы и собственного несчастья. «Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!..» В этом заключена некая демоническая природа романтического героя: он мнит себя властелином мира, но в то же время не справиться с собственными страстями, и потому всюду несёт за собой несчастье. В конечном итоге становится ясно, что «герой нашего времени» во многом сам является причиной собственных бед. Он слишком высоко ценит свободу, чтобы строить длительные и гармоничные отношения с другими людьми, и потому вынужден быть изгоем. Печорин теряет даже самого близкого человека – Веру; потому что любил её «как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна». Он выжал всё из любви Веры, ничего не отдав взамен, и остался несчастным. Герой не умел и не желал брать на себя ответственность за кого-либо: он ничего не может дать миру – и мир отвечает ему тем же. «Жизнь моя становится пустее день ото дня…»
Ящка просыпается затемно — мать ещё не доила корову, и пастух не выгонял стадо в луга. Глаза слипаются, но Яшка пересиливает себя, одевается, завтракает и выходит из дому, чтобы накопать червей у риги и разбудить Володю — нового приятеля из Москвы. Напившись воды из колодца, ребята направляются к омуту — самому «рыбному» месту на реке. Яшка даёт Володе удочку, отсыпает в спичечную коробку червей и показывает место, где клюёт рыба.
Первая рыба у Яшки срывается с крючка, но вскоре он ловит большого леща. Вдруг большой ком земли, на котором стоит Володя, сползает в реку, мальчик падает в воду, начинает барахтаться и захлёбываться. Яшка бросается в омут, подныривает под Володю, хватает его за руку и вытаскивает на берег, затем поднимает друга за ноги вверх, насколько хватает сил, и трясёт. Изо рта Володи вытекает вода, он стонет, и судорога проходит по его телу. Вскоре он приходит в себя, и тогда Яшка начинает реветь, задыхаясь и стыдясь своих слёз. Он плачет от радости, от пережитого страха, от того, что всё хорошо кончилось, и он Володю. Володя тоже начинает плакать, глядя на спокойную воду в омуте, солнце и кусты, обрызганные росой.
Роман «Герой нашего времени» создан был Лермонтовым в литературном направлении реализма. Однако многие ранние его произведения, особенно лирические, в можно считать романтическими. Некоторые черты, характерные для романтизма, присущи и роману «Герой нашего времени»; и его героям. Какие же из них воплотились в центральном образе произведения – Григории Печорине? Основная часть повествования в романе представлена в виде журнала Печорина, куда герой записывал свои впечатления и размышления. Уже сам факт ведения дневника (и в еще большей степени – форма изложения) говорит об обособленной, глубоко рефлексирующей натуре. Печорин обладает богатым внутренним миром и острым аналитическим умом: с малых лет он осмысливает всё, что происходит вокруг, и делает какие-то выводы. «Я люблю сомневаться во всём: это расположение ума не мешает решительности характера…» - так сам герой характеризует своё отношение к миру. Нужно уникальное сочинение? Напишем в течение 3 часов. ЗАКАЗАТЬ СОЧИНЕНИЕ Наши эксперты проверят Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации. Как стать экспертом? Поскольку жизнь не кажется Печорину такой простой, какой видит её большинство из его окружения (по крайней мере, так кажется ему самому), ему тяжело быть «полноценным членом общества». Другие люди не могут понять и принять его сложную, противоречивую личность, а сам он, в свою очередь, ненавидит и презирает окружающих за тупость и ограниченность ума. Как свойственно типичному романтическому герою, Печорин противопоставлен обществу: он существует вне его, по своим законам и правилам; привычный для других мир кажется ему тюрьмой. Особенно ярко это проявляется в главе «Княжна Мери», где мы наблюдаем за жизнью Печорина в светском обществе. Очевидно, что Мери, чей милый, но маленький мирок заключается в мечтах о замужестве, игре на фортепьяно и французских романах, - не пара Григорию. Печорин постепенно разочаровывается во всём, что принято считать непреложными ценностями: в женщинах, в любви, в дружбе. «Милый мой, я презираю женщин, чтобы не любить их, потому что иначе жизнь была бы слишком нелепой мелодрамой…» – говорит он Грушницкому. Собственная же проницательность обрекает героя на одиночество – он слишком хорошо знает людей, чтобы иметь с ними хоть сколько-нибудь искренние и взаимоприятные отношения; он видит их насквозь. Например, Печорин быстро понимает, что представляет из себя Грушницкий: он разоблачает в этом человеке глупое тщеславие, мечту «сделаться героем романа». «…из двух друзей всегда один раб другого…» - цинично констатирует Григорий; а говоря женщинах, замечает, что в них «порода, как и в лошадях, великое дело». «Грусть в обществе смешна, а слишком большая весёлость неприлична…» - эта фраза Печорина полностью отражает отношение высшего света к человеку, к личности: оно жестоко; чтобы выжить в нём, приходиться либо опускаться до существования среди мелких светских интрижек и сплетен, либо становиться отшельником. Печорин выбирает второй путь. Помимо, того, что романтический герой постоянно враждует с внешним миром, он ещё и становится жертвой рока, злой судьбы. Это происходит и с Печориным: герой постоянно оказывается в исключительных обстоятельствах; что вынуждает его проявлять силу своего характера. «Неужели, думал я, моё единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды?» - с горечью во он. Однако очевидно, что не только фатум управляет судьбой героя: он сам притягивает к себе неприятности. Его дух мятежный «просит бури», рвётся в бой. В Тамани Печорин сам нарывается на опасный конфликт с контрабандистами, движимый любопытством и страстью к приключениям. В главе «Бэла» он, ослеплённый страстью, становится причиной трагической смерти Бэлы и собственного несчастья. «Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!..» В этом заключена некая демоническая природа романтического героя: он мнит себя властелином мира, но в то же время не справиться с собственными страстями, и потому всюду несёт за собой несчастье. В конечном итоге становится ясно, что «герой нашего времени» во многом сам является причиной собственных бед. Он слишком высоко ценит свободу, чтобы строить длительные и гармоничные отношения с другими людьми, и потому вынужден быть изгоем. Печорин теряет даже самого близкого человека – Веру; потому что любил её «как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна». Он выжал всё из любви Веры, ничего не отдав взамен, и остался несчастным. Герой не умел и не желал брать на себя ответственность за кого-либо: он ничего не может дать миру – и мир отвечает ему тем же. «Жизнь моя становится пустее день ото дня…»