Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое время вызвавшего литературную сенсацию своей языковой необычностью, не содержит ни одного глагола. Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. Оригинальная особенность произведения заключается в том, что автор не использует ни одного глагола. Даже эпитеты не играют большой роли, они лишь подчеркивают характерные свойства предметов и явлений: «робкое», «ночные», «дымных». Главный эффект достигается особым сочетанием существительных. Их разнообразие и делает стихотворение динамичным и образным. Стихотворение состоит из одного непрерывного предложения. Это компенсирует отсутствие глаголов и повышает динамику. 2. По аналогии сделайте вывод о стихотворении А. А. Фета «Это утро, радость эта». ответ запишите в рабочую тетрадь (3-5 предложений). Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти ивы и березы, Эти капли — эти слезы, Этот пух — не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист, Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это всё — весна. 3. Найдите средства выразительности, выпишите в рабочую тетрадь (метафоры, эпитеты, олицетворения). Ель рукавом мне тропинку завесила. ( А.Фет) Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона. (С.Есенин) Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шёлковые косы. Шелестят зелёные серёжки, И горят серебряные росы. (С.Есенин)
С.А.Есенин
1.Основные темы в творчестве С.А.Есенина:
1.Счастье (поиск, сущность, утрата счастья). В 1918 году Сергей Есенин публикует стихотворение «Вот оно глупое счастье». В нем он вспоминает о своём беззаботном детстве, где счастье представлялось ему чем-то далёким, но одновременно близким.
2.Женщины (любовь, разлука, одиночество, страсть, пресыщение, очарование музой). Он размышляет и о расставании, и о тоске, и даже о радости, созвучной с его же печалью. Несмотря на то, что Есенин пользовался популярностью у противоположного пола, это не помешало ему внести в свои лирические строки долю трагизма.
3.Родина (восхищение красотой, преданность, судьба страны, исторический путь). Для Есенина родная земля и есть лучшее воплощение любви. Например, в произведении «Руси» он признается ей в своих возвышенных чувствах, будто перед ним дама сердца, а не абстрактный образ отечества.
4.Природа (прелесть пейзажа, описание времен года). Например, в стихотворении «Белая береза…» подробно описывается как само дерево, так и его белый цвет, который ассоциируется с неустойчивостью, а так же с символичным значением смерти. Примеры стихов Есенина о природе перечислены тут.
5.Деревня. Например, в стихотворении «Село» изба – нечто метафизическое: это и благосостояние, и «сытый мир», но только лишь в сопоставлении с крестьянскими избами, которые своей «затхлостью» форм отличаются от вышеуказанных – это явная аллегория между властью и народом.
6.Революция, война, новая власть. Достаточно обратиться к одной из самых лучших работ поэта — поэме «Анна Снегина» (1925): здесь и события 1917 года, и личное отношение Есенина к этому трагическому времени, которое перерастает в некое предупреждение «наступающему будущему».
2."Берёза"
История создания – стихотворение написано восемнадцатилетним Есениным в 1913 году, являясь частью его раннего творческого наследия.
Тема – красота символа России, который прекрасен вне зависимости от времени года.
Основная мысль - Очень лирическое стихотворение "Берёза" С. Есенина многогранно. Оно посвящено любимому дереву русского народа - берёзе. Основная мысль стихотворения - любовь к родным местам, к своим "корням", к России. Поэт с любовью и нежностью описывает зимнюю берёзу, подмечает красоту зимнего утра. Для поэта берёза живая, родная, красивая. Образ берёзы это и образ девушки, и образ русской природы, образ Родины.
Композиция одночастная, развивающаяся линейно.
Жанр – пейзажная лирика.
Стихотворный размер – трехстопный хорей с пиррихием.
Эпитеты – “белая береза”, “пушистые ветки”, “снежная кайма”, “белая бахрома”, “сонная тишина”, “золотой огонь”, “новое серебро”.
Метафоры – “береза принакрылась снегом”, “распустились кисти”, “горят снежинки”, “заря обходит кругом”.
Сравнение – “снегом точно серебром”.
"Черёмуха"
История создания – Есенин написал “Черемуху” в 1915 году, а читатель смог познакомиться с ним уже в мартовском номере журнала “Мирок”.
Тема стихотворения – рассказ о черемухе.
Основная мысль-С.Есенин хотел показать нам весеннее пробуждение чувств, которое объединяет все живое и придает жизни радость.
Композиция – одночастная линейная.
Жанр – пейзажная лирика.
Стихотворный размер – двухстопный ямб с перекрестной рифмой.
Эпитеты – “душистая черемуха”, “ветки золотистые”, “роса медвяная”, “серебряный ручей”, “золотистая зелень”.
Метафоры – “зелень сияет в серебре”, “зелень горит на солнышке”.
Сравнение – “что кудри”.
Олицетворение – “черемуха завила ветки”, “ручей бежит”, “ручей поет песенки”.
"Гой ты,Русь,моя родная..."
История создания – стихотворение было написано в 1914 году, а опубликовано в 1916 в сборнике «Радуница».
Тема стихотворения – русские искренняя любовь к родине.
Основная мысль-С.Есенин хочет показать, что он дорожит своей родиной и не променяет её даже на рай.
Композиция – Анализируемый стих – целостный монолог лирического героя, в котором гармонично сплетаются описания народного быта и необъятных прекрасных Он состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.
Жанр – эллегия.
Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «синь сосет глаза», «звонко чахнут тополя», «прозвенит девичий смех».
Эпитеты – «Русь родная», «низенькие околицы», «кроткий веселый пляс».
Сравнения – «как захожий богомолец, я смотрю твои поля», «… как сережки прозвенит девичий смех».
В своих книгах М.М. Пришвин ставит и решает серьезные вопросы — о смысле жизни, о том, как надо жить, чтобы оставить значимый след на земле, как любить всех и быть внимательнее к каждому. В сказке-были «Кладовая солнца» писатель с фантастических историй и персонажей стремился утвердить простые жизненные заповеди: необходимо проявлять внимание к природе и к человеку, важно приобретать жизненный опыт, каждый человек должен понимать и ценить красоту. Сказка-быль дает нам новые важные знания о жизни, наполняет наши сердца любовью к природе, стремлением беречь ее красоту.
В «Кладовой солнца» автор рассказывает сказочную историю, которая произошла с братом и сестрой — Митрашей и Настей, когда они решили пойти в лес за клюквой. Эта «кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью». Митраша помнил, как отец его поучал когда-то: «…по солнцу в лесу ты ориентироваться не сможешь, пойдешь наугад — ошибешься, заблудишься…» Поэтому, собираясь в путь, прихватил с собой сумку с компасом. Во время своего путешествия дети попали на само Блудово болото, о котором в народе давно ходили легенды. Считалось, что «лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня…» С тех пор ель и сосна растут вместе. И, когда ветер качает деревья, ель и сосна стонут на все Блудово болото, словно живые существа.