Ломоносов разработал на практике и утвердил на десятилетия вперед формальные признаки жанра, или, другим словом, его поэтику. В оде встречаем масштабные образы; величественный стиль, подымающий описываемые картины над обыденностью; "пышный" поэтический язык, насыщенный церковнославянизмами, риторическими фигурами, красочными метафорами и гиперболами. И при этом – классицистическая строгость построения, "гармония стиха": выдержанный четырехстопный ямб, строфа из десяти строк, ненарушаемая схема гибкой рифмовки абабввгддг.
Начнем анализ текста с первой строфы:
Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна! Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют; Сокровищ полны корабли Дерзают в море за тобою; Ты сыплешь щедрою рукою Свое богатство по земли.
Словно бы с высоты птичьего полета обозревает поэт села, города, колосящиеся хлебные нивы, бороздящие моря корабли. Они все овеяны и защищены "блаженной тишиной" – в России мир и покой. Ода посвящена прославлению императрицы Елизаветы Петровны, но еще до ее появления в оде успевает поэт высказать свою главную и заветную идею: процветанию страны мир, не войны. Императрица, которая входит в оду в следующей строфе, оказывается по художественной логике производным от этой всеобъемлющей мирной тишины ("Душа ее зефира тише"). Очень интересный ход! С одной стороны, поэт выдерживает параметры хвалебного жанра ("краше Елисаветы" ничего не может быть в свете). Но с другой, – с первых строк произведения он твердо обозначил свою авторскую позицию. И далее лирический голос поэта, а не проекция на образ императрицы все отчетливее будет вести развитие повествования. Доминирующая роль лирического героя в оде – несомненное художественное достижение Ломоносова в этом традиционном классицистическом жанре.С четырнадцатой строфы ода вступает в свою основную часть. Замысел расширяется, а его художественная реализация неожиданно начинает проявлять новые, нетрадиционные, черты. Лирический пафос переходит от династии правителей к величественному образу Отчизны, к ее неисчерпаемым природным богатствам, громадным духовным и творческим возможностям:
Сия Тебе единой слава, Монархиня, принадлежит, Пространная Твоя держава, О, как Тебя благодарит! Воззри на горы превысоки, Воззри в поля свои широки, Где Волга, Днепр, где Обь течет; Богатство в оных потаенно Наукой будет откровенно, Что щедростью Твоей цветет.
Вот где простор воодушевлению лирического героя! Достоинства "прекрасной Елисаветы" постепенно отходят на второй план. Мысли поэта заняты теперь другим. Меняется само тематическое направление оды. И сам автор теперь – не просто одописец. Он – патриотически настроенный ученый, обращающий взоры читателей на животрепещущие для России проблемы. Развитие наук освоить богатства Севера, сибирской тайги и Дальнего Востока. Русские моряки с ученых- картографов открывают новые земли, прокладывая путь к "неведомым народам":
Ода на день восшествия на всероссийский престол Елизаветы Петровны 1747 года» Ломоносов Михаил Васильевич был не только великим учёным, он сделал огромный вклад в русскую литературу, в частности в поэзию. При этом Ломоносов писал свои стихотворения не ради развлечения, чтобы отвлечься от научных трудов, вовсе нет. Он считал, что поэзия должна играть свою роль – гражданскую, патриотическую. И чаще всего в своём творчестве великий гений выбирал именно оду. Одной из самых известных од, написанных поэтом, стала «Ода на день восшествия на всероссийский престол Елизаветы Петровны, 1747 года» Ломоносов рисовал в этом произведении прекрасный мир, благодать, радость и счастье, которые во время своего царствования принесла императрица Елизавета Петровна. При ней страна вышла из многочисленных войн, начала обогащаться материально и духовно. Автор «Оды» сравнивает её с Петром Первым, который сделал очень много хорошего для развития Российской Империи. Когда Ломоносов описывал Государя Петра, он проводил параллель с античным искусством – мифологией, сопоставляя образу императора Марса и Нептуна. Это придать его произведению некую торжественность, без которой очень сложно представить какую-либо «Оду» . В своей «Оде на день восшествия на всероссийский престол Елизаветы Петровны, 1747 года» Ломоносов оставил и определённое напутствие, наставление. Он мечтает о процветании России, хочет, чтобы Государыня избавила страну от войн, развивала её духовно. Автор намекает на то, что Елизавета Петровна должна продолжить великое дело своего отца – Петра Первого развитию науки и просвещению общества. В «Оде на день восшествия на всероссийский престол Елизаветы Петровны, 1747 года» Ломоносов оставил послание не только императрице, но и нам – своим потомкам.
Начнем анализ текста с первой строфы:
Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна! Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют; Сокровищ полны корабли Дерзают в море за тобою; Ты сыплешь щедрою рукою Свое богатство по земли.
Словно бы с высоты птичьего полета обозревает поэт села, города, колосящиеся хлебные нивы, бороздящие моря корабли. Они все овеяны и защищены "блаженной тишиной" – в России мир и покой. Ода посвящена прославлению императрицы Елизаветы Петровны, но еще до ее появления в оде успевает поэт высказать свою главную и заветную идею: процветанию страны мир, не войны. Императрица, которая входит в оду в следующей строфе, оказывается по художественной логике производным от этой всеобъемлющей мирной тишины ("Душа ее зефира тише"). Очень интересный ход! С одной стороны, поэт выдерживает параметры хвалебного жанра ("краше Елисаветы" ничего не может быть в свете). Но с другой, – с первых строк произведения он твердо обозначил свою авторскую позицию. И далее лирический голос поэта, а не проекция на образ императрицы все отчетливее будет вести развитие повествования. Доминирующая роль лирического героя в оде – несомненное художественное достижение Ломоносова в этом традиционном классицистическом жанре.С четырнадцатой строфы ода вступает в свою основную часть. Замысел расширяется, а его художественная реализация неожиданно начинает проявлять новые, нетрадиционные, черты. Лирический пафос переходит от династии правителей к величественному образу Отчизны, к ее неисчерпаемым природным богатствам, громадным духовным и творческим возможностям:
Сия Тебе единой слава, Монархиня, принадлежит, Пространная Твоя держава, О, как Тебя благодарит! Воззри на горы превысоки, Воззри в поля свои широки, Где Волга, Днепр, где Обь течет; Богатство в оных потаенно Наукой будет откровенно, Что щедростью Твоей цветет.
Вот где простор воодушевлению лирического героя! Достоинства "прекрасной Елисаветы" постепенно отходят на второй план. Мысли поэта заняты теперь другим. Меняется само тематическое направление оды. И сам автор теперь – не просто одописец. Он – патриотически настроенный ученый, обращающий взоры читателей на животрепещущие для России проблемы. Развитие наук освоить богатства Севера, сибирской тайги и Дальнего Востока. Русские моряки с ученых- картографов открывают новые земли, прокладывая путь к "неведомым народам":
Ломоносов Михаил Васильевич был не только великим учёным, он сделал огромный вклад в русскую литературу, в частности в поэзию. При этом Ломоносов писал свои стихотворения не ради развлечения, чтобы отвлечься от научных трудов, вовсе нет. Он считал, что поэзия должна играть свою роль – гражданскую, патриотическую. И чаще всего в своём творчестве великий гений выбирал именно оду. Одной из самых известных од, написанных поэтом, стала «Ода на день восшествия на всероссийский престол Елизаветы Петровны, 1747 года»
Ломоносов рисовал в этом произведении прекрасный мир, благодать, радость и счастье, которые во время своего царствования принесла императрица Елизавета Петровна. При ней страна вышла из многочисленных войн, начала обогащаться материально и духовно. Автор «Оды» сравнивает её с Петром Первым, который сделал очень много хорошего для развития Российской Империи.
Когда Ломоносов описывал Государя Петра, он проводил параллель с античным искусством – мифологией, сопоставляя образу императора Марса и Нептуна. Это придать его произведению некую торжественность, без которой очень сложно представить какую-либо «Оду» .
В своей «Оде на день восшествия на всероссийский престол Елизаветы Петровны, 1747 года» Ломоносов оставил и определённое напутствие, наставление. Он мечтает о процветании России, хочет, чтобы Государыня избавила страну от войн, развивала её духовно. Автор намекает на то, что Елизавета Петровна должна продолжить великое дело своего отца – Петра Первого развитию науки и просвещению общества.
В «Оде на день восшествия на всероссийский престол Елизаветы Петровны, 1747 года» Ломоносов оставил послание не только императрице, но и нам – своим потомкам.