Жизнь федора достоевского была трагичной, и, быть может, трагизм его собственной судьбы ему ощутить такие глубины трагического в мире и в человеке, которые большинство людей не может, или не желает видеть. трудная жизнь в бедности, каждодневный труд на износ, тяжелое нервное расстройство, вынесенный в юности смертный приговор за участие в социалистическом кружке (приговор был изменен в последнюю минуту перед расстрелом и заменен каторгой) , нелегкие годы, проведенные в сибири, затем разочарование в былых революционных и социалистических идеалах, непрестанные сомнения в существовании христианского бога и жажда верить в него – так складывался жизненный путь писателя. значительную часть своей жизни достоевский прожил в петербурге – городе, где россия и европа соединились, переплелись и сошлись в противоборстве и, можно сказать, что он был во многом петербургским писателем. величавые громады дворцов над реками и каналами, гранитные набережные, правильные прямые проспекты, прекрасные памятники и, рядом с этим величием и великолепием, - чахоточный туман, грязные “доходные” дома, где в жалких каморках, в мрачной сырой атмосфере сгущающихся сумерек , мучаются, сходят с ума “униженные и оскорбленные” “бедные люди” – герои достоевского. нередко достоевского называют “жестоким талантом”, а его мировоззрение характеризуют как “философию трагедии”. весь свой гений достоевский посвятил раскрытию тайны человека. он так и писал: “человек есть тайна. ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком”. существование бога и предназначение человека для героев достоевского – не просто “точки зрения”, но вопросы жизни и смерти. в относительно спокойном, еще самодовольно верящем в прогресс, науку и разум, но уже не верящем в бога, xix веке, достоевский (задолго до фрейда, открывшего бессознательное) , указывает на скрытую в человеке склонность к агрессии, на утрату современным человеком смысла жизни, на одиночество и трагизм человеческого существования, сильнейшую внутреннюю борьбу. “дьявол с богом борется, а поле битвы – сердце человека”, говорит писатель. герои достоевского – мятущиеся натуры, всегда пребывающие в дисгармонии, в “надрыве”, одержимые “проклятыми вопросами”, неспособные к мещански-равнодушной жизни, жаждущие переделать мир, спасти человечество, выходящие за рамки общепринятых норм, “золотой” - благодушной и безопасной, - “середины”. подобно другим пророкам, своим современникам – кьеркегору и ницше, достоевский больше созвучен катастрофизму хх века, чем своему времени. в человеке есть много такого, о чем он сам и не подозревает и что писатель называет “подпольем”. эта тайная, подсознательная жизнь человека выступает то в виде его “двойника” (например, смердяков – брат и двойник ивана карамазова) , то в виде “подпольного человека” (повесть “записки из подполья”). важнейшие для человека проблемы писатель разрешает не путем рассуждения, а через поступки, через судьбу своих персонажей. этим героям (даже порой лично ему малосимпатичным) достоевский дает возможность высказаться в полную меру, показать всю логику своих мыслей и следующих за ними действий. поэтому-то герои – “разрушители” и “отрицатели”, одержимые страстями, гордыней, неверием, - иван карамазов, родион раскольников – выглядят убедительно и по-своему привлекательно. они зачастую правдоподобнее и глубже, чем “положительные” персонажи достоевского – соня мармеладова, князь мышкин, алеша карамазов или старец зосима. достоевский восстает против просветительского мифа о человеке, как прежде всего рассудочном существе, в котором рассудок отождествляется с добрым началом, а биологические инстинкты – со злым. зло в человеке (как и добро) таится не в одних биологических инстинктах, а в самом духе, в сердце человека, оно есть тоже явление духовного порядка. продолжение в комментариях.
Жила-была когда-то Маленькая Баба Яга, то есть ведьма, и было ей всего сто двадцать семь лет. Для настоящей Бабы Яги это, конечно, не возраст! Можно сказать, что эта Баба Яга была еще девочкой. Жила она в крохотной избушке, одиноко стоявшей в лесу. Крыша избушки покривилась от ветра, труба скрючилась, ставни дребезжали на разные голоса. Но Маленькая Баба Яга не желала себе лучшего дома, ей и этого вполне хватало. Снаружи к избе была пристроена огромная печь. Без такой печи никак нельзя обойтись, иначе избушка не была бы настоящим домом Бабы Яги. В избушке вместе с Бабой Ягой жил еще ворон. Звали его Абрахас. Он говорил не только «Доброе утро!» и «Добрый вечер!», как это умеют все говорящие вороны. Ворон Абрахас умел говорить все! Он был мудрым вороном и знал толк буквально во всем на свете. Примерно шесть часов в день Маленькая Баба Яга училась колдовать. Ведь колдовство не такая уж простая штука: лениться в этом деле никак нельзя! Сначала надо вызубрить все простые колдовские штучки, а потом уже более сложные. Надо вызубрить от начала до конца всю колдовскую книгу, не пропуская в ней ни одной задачки. Маленькая Баба Яга дошла только до двести тридцатой страницы. В то утро она упражнялась в вызывании дождя. Она сидела во дворе, возле печи, держала на коленях колдовскую книгу и колдовала.
Жила она в крохотной избушке, одиноко стоявшей в лесу. Крыша избушки покривилась от ветра, труба скрючилась, ставни дребезжали на разные голоса. Но Маленькая Баба Яга не желала себе лучшего дома, ей и этого вполне хватало. Снаружи к избе была пристроена огромная печь. Без такой печи никак нельзя обойтись, иначе избушка не была бы настоящим домом Бабы Яги.
В избушке вместе с Бабой Ягой жил еще ворон. Звали его Абрахас. Он говорил не только «Доброе утро!» и «Добрый вечер!», как это умеют все говорящие вороны. Ворон Абрахас умел говорить все! Он был мудрым вороном и знал толк буквально во всем на свете.
Примерно шесть часов в день Маленькая Баба Яга училась колдовать. Ведь колдовство не такая уж простая штука: лениться в этом деле никак нельзя! Сначала надо вызубрить все простые колдовские штучки, а потом уже более сложные. Надо вызубрить от начала до конца всю колдовскую книгу, не пропуская в ней ни одной задачки.
Маленькая Баба Яга дошла только до двести тридцатой страницы. В то утро она упражнялась в вызывании дождя. Она сидела во дворе, возле печи, держала на коленях колдовскую книгу и колдовала.