Стихотворение «Бородино» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1837 году. Оно было опубликовано в журнале «Современник». Замысел этого произведения относится к 1831 году. В основу стихотворения легли рассказы участников Бородинской битвы, в том числе и родственников поэта.
Стихотворение мы можем отнести к гражданской лирике. Оно построено в виде диалога двух людей, один из которых является непосредственным участником Бородинской битвы. Диалог этот плавно переходит в правдивый, вдохновенный рассказ простого солдата-артиллериста о грандиозном сражении.
Основная часть — это рассказ бывалого солдата о событиях Отечественной войны 1812 года. Как отмечали критики, герой этого стихотворения — не столько отдельная личность, сколько все участники Бородинской битвы. Он выступает от лица русского народа.
Стихотворение написано с чередования четырехстопных и трехстопных ямбов. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («могучее, лихо племя», «в земле сырой», «дым летучий»), сравнение («французы двинулись, как тучи»), риторические восклицания («Недаром помнит вся Россия Продень Бородина!»), анафору и синтаксический параллелизм («Кто кивер чистил, весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито»), фразеологизм («плохая им досталась доля»), метафору («он спит в земле сырой»).
Причем он не только рассказывает нам о Бородинском сражении, оставлении Москвы, но и дает оценку этим событиям. В этом стихотворении Лермонтов предстает перед нами уже не в качестве Поэта-романтика, а в качестве поэта-реалиста, истинно народного художника.
Произведение писалось на протяжении продолжительного времени, каждая часть была написана в определенный период жизни.Первая часть произведения, приблизительно 1099 год, во время, когда Мономах начал серьезную борьбу за киевский престол. Это фактически изложение главных мировоззренческих основ князя, которые строились на христианских принципахВторая часть была завершена в 1117 году. Это своеобразная летопись-автобиография, в котором изложена история княжения и походов Мономаха.Третья часть была написана в последний год жизни Мономаха - в 1125 году. Это духовное завещание князя своим сыновьям и потомкам.«Поучение детям» - скорее символическое название, произведение можно назвать широким по направлению.Свое “Поучение детям” князь Владимир Мономах написал в довольно почтенном возрасте, о чем свидетельствуют слова: “Сидя на санях (т. е. готовясь к смерти я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня к сим дням, грешным, довел”. Анализ текста показывает, что произведение было написано где-то в середине февраля - в начале великого поста 1117 г.В произведении можно выделить три отдельные части:- религиозные указания;- правила, которые затрагивают обязанности князя;- жизнеописание самого автора, которые должны служить детям примером и наукой.Опираясь на Святое Писание и писание отцов церкви, говорит Мономах в религиозном изложении о Божьей любви и Божьем всемогуществе. Когда мы, думает автор, на кого лихие, желаем его крови. Вместе с тем Бог терпит все наши грехи и дает возможность с раскаяния, слез и молитвы получить над ними победу и избавиться от них. Дает также доказательства Божьего всемогущества, дела которого - солнце, месяц, тьма, свет, воды, земля, птицы, рыбы и человек во всех своих подобиях и лицах. Призывает к раскаянию, поклонам, молитвам. Даже среди ночи хорошо петь набожные песни и бить поклоны. Так же сидя на коне, когда нет другого дела, лучше говорить: “Господи, помилуй”, чем думать какую-то бессмыслицу.Во второй части говорит автор об обязанностях относительно ближнего как о повинностях доброго хозяина. Приказывает бедным, вдовам и сиротам. Запрещает карать смертью: “Ни невиновного, ни виновного не выбирайте и не говорите убивать”. Велит соблюдать присягу, уважать священников, монахов, старшин, выбросить гордость из сердца, предостерегаться лености. Именно эту систему морали можно назвать определенным образом революционной; фактически уже в ХІІ столетии на Руси произошла отмена смертной казни.Обращаясь к сыновьям, Владимир Мономах советует самим выполнять все обязанности на войне, самим следить за всем, не полагаясь ни на кого.Владимир дает советы и установки из всех областей общественной и личной жизни. В частности, гостей нужно уважать, с какой стороны они бы не пришли, так как гости, то ли подорожные, мимо ходя, прославляют людей по всем землям - или добрым, или лихим”.Женщину, как советует Мономах, нужно любить, но не давать ей власти над собой. ”Что умеете, - заканчивает автор свои указания, - того не забывайте, а чего не умеете, то учите... И пусть солнце не застает вас в постели...”.В третьей части “Поучений...” Владимир Мономах рассказывает о разных приключениях и опасностях в своей жизни, из которых бы вышел целый и здоровый. Говорит это с целью объяснить беспощадным, что все на Земле происходит по воле Господа Бога нашего. Приводит примеры из собственной жизни: два тура брали его на рога: лось раз топтал копытами, второй раз колол рогами; дикий кабан вырвал ему меч; медведь укусил его за ногу; злой зверь вскочил на плечо и повалил его вместе с конем. Но все-таки Бог стерег и оберегал его. Он советует “Уважайте Бога, который дал нам милость свою”.При написании “Поучения...” пользовался Владимир Мономах “Заветами двенадцати патриархов” и такими статьями как “Поучение сыновьям Ксенофонта” и “Поучение сыну Феодоры”, которые вошли в сборник князя Святослава.
Стихотворение «Бородино» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1837 году. Оно было опубликовано в журнале «Современник». Замысел этого произведения относится к 1831 году. В основу стихотворения легли рассказы участников Бородинской битвы, в том числе и родственников поэта.
Стихотворение мы можем отнести к гражданской лирике. Оно построено в виде диалога двух людей, один из которых является непосредственным участником Бородинской битвы. Диалог этот плавно переходит в правдивый, вдохновенный рассказ простого солдата-артиллериста о грандиозном сражении.
Основная часть — это рассказ бывалого солдата о событиях Отечественной войны 1812 года. Как отмечали критики, герой этого стихотворения — не столько отдельная личность, сколько все участники Бородинской битвы. Он выступает от лица русского народа.
Стихотворение написано с чередования четырехстопных и трехстопных ямбов. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («могучее, лихо племя», «в земле сырой», «дым летучий»), сравнение («французы двинулись, как тучи»), риторические восклицания («Недаром помнит вся Россия Продень Бородина!»), анафору и синтаксический параллелизм («Кто кивер чистил, весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито»), фразеологизм («плохая им досталась доля»), метафору («он спит в земле сырой»).
Причем он не только рассказывает нам о Бородинском сражении, оставлении Москвы, но и дает оценку этим событиям. В этом стихотворении Лермонтов предстает перед нами уже не в качестве Поэта-романтика, а в качестве поэта-реалиста, истинно народного художника.
Подробнее - на -