Вероятно, объективно эта женщина ещё не старая (если учесть, что в те времена девушки выходили замуж рано, а её старшему сыну, Остапу, было двадцать два года, можно предположить, что ей около сорока лет), однако выглядит она старухой, и сам муж, Тарас Бульба, и автор именно так называют её: «старуха», «старушка».
Автор с большим сочувствием, теплотой и проникновенностью описывает эту женщину, которой выпала, как и остальным жёнам запорожских казаков, нелёгкая доля — месяцами не видеть мужа («безжённый рыцарь» — говорит о Тарасе писатель, в те времена воины не баловали жён своим вниманием), испытывать тоскливое одиночество, а когда дети вырастали, по существу, лишаться их — молодых людей забирала Запорожская Сечь, и далеко не каждому удавалось остаться в живых, постоянно участвуя в боевых походах. Это тоже примечательные реалии того непростого времени. Потому так тяжело на душе у матери, наконец-то дождавшейся своих сыновей и вынужденной вновь прощаться с ними, не зная, придётся ли увидеться вновь. Потому-то постоянными эпитетами, связанными с её образом, являются «добрая», «бедная»; потому прибегает автор к традиционному фольклорному приёму — женскому плачу, описывая бессонную ночь матери, проведённую около своих сыновей. Не случайно возникает сравнение женщины-матери со степной чайкой, мечущейся над своими детёнышами, старающейся закрыть их от опасности, уберечь от возможной гибели.
Предлагаем вашему вниманию фрагменты, показывающие безраздельную материнскую любовь, глубокое страдание матери Остапа и Андрия, нежность к своим детям и нестерпимую боль от скорой разлуки с ними: «...Никто бы не мог описать всей безмолвной силы её горести, которая, казалось, трепетала в глазах её и судорожно сжатых губах...»; когда все уснули, «она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, расчёсывала гребнем их... кудри и смачивала их слезами... Рыдая, глядела она им в очи...»; когда сыновья вместе с отцом выехали за ворота дома, «она со всею лёгкостью дикой козы, несообразной её летам, выбежала за ворота, с непостижимою силою остановила лошадь и обняла одного из них с какою-то помешанною, бесчувственной горячностью...» Используя лаконичные и точные изобразительно-выразительные средства языка, жанр плача, писатель с предельной выразительностью рисует образ матери Остапа и Андрия, точно и ярко передаёт силу её страдания и любви.
Вероятно, объективно эта женщина ещё не старая (если учесть, что в те времена девушки выходили замуж рано, а её старшему сыну, Остапу, было двадцать два года, можно предположить, что ей около сорока лет), однако выглядит она старухой, и сам муж, Тарас Бульба, и автор именно так называют её: «старуха», «старушка».
Автор с большим сочувствием, теплотой и проникновенностью описывает эту женщину, которой выпала, как и остальным жёнам запорожских казаков, нелёгкая доля — месяцами не видеть мужа («безжённый рыцарь» — говорит о Тарасе писатель, в те времена воины не баловали жён своим вниманием), испытывать тоскливое одиночество, а когда дети вырастали, по существу, лишаться их — молодых людей забирала Запорожская Сечь, и далеко не каждому удавалось остаться в живых, постоянно участвуя в боевых походах. Это тоже примечательные реалии того непростого времени. Потому так тяжело на душе у матери, наконец-то дождавшейся своих сыновей и вынужденной вновь прощаться с ними, не зная, придётся ли увидеться вновь. Потому-то постоянными эпитетами, связанными с её образом, являются «добрая», «бедная»; потому прибегает автор к традиционному фольклорному приёму — женскому плачу, описывая бессонную ночь матери, проведённую около своих сыновей. Не случайно возникает сравнение женщины-матери со степной чайкой, мечущейся над своими детёнышами, старающейся закрыть их от опасности, уберечь от возможной гибели.
Предлагаем вашему вниманию фрагменты, показывающие безраздельную материнскую любовь, глубокое страдание матери Остапа и Андрия, нежность к своим детям и нестерпимую боль от скорой разлуки с ними: «...Никто бы не мог описать всей безмолвной силы её горести, которая, казалось, трепетала в глазах её и судорожно сжатых губах...»; когда все уснули, «она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, расчёсывала гребнем их... кудри и смачивала их слезами... Рыдая, глядела она им в очи...»; когда сыновья вместе с отцом выехали за ворота дома, «она со всею лёгкостью дикой козы, несообразной её летам, выбежала за ворота, с непостижимою силою остановила лошадь и обняла одного из них с какою-то помешанною, бесчувственной горячностью...» Используя лаконичные и точные изобразительно-выразительные средства языка, жанр плача, писатель с предельной выразительностью рисует образ матери Остапа и Андрия, точно и ярко передаёт силу её страдания и любви.
Объяснение: