Название произведения, жанр ( вид для сказки) ( автор для авторских произведений).
Тема( о ком,чём- по основным событиям).
Идея( ради чего, с какой целью).
Характеристика гл. героев( цитаты из текста).
Художественное своеобразие произведения.
(особенности композиции, приёмы и изображения, характеристика языка- примеры из текста).
Выводы- значение в работе с детьми.
1. Русская народная сказка «Хрустальная гора» волшебного вида.
2. В сказке рассказывается о том, как Иван-царевич повстречал животных разрешить им спор, а те наградили его волшебной силой, нашёл царство в хрустальной горе и победил трёх змеев и женился на царевне.
3. Идея – защищать родной край от врагов, восхвалять находчивость и смекалку, прославлять отвагу ради любви.
4. Иван- царевич обладает мудростью: «…сокол, прилетел к царевичу, сел ему на плечо и говорит:
- Иван-царевич, раздели нам эту лошадь: лежит она здесь тридцать три года, а мы все спорим, а как поделить - не придумаем.
Царевич слез со своего доброго коня и разделил падаль: зверям - кости, птицам - мясо, кожа - гадам, а голова - муравьям…». Наделён смекалкой: «…царевны нету! Что делать? Как к царю на глаза показаться?
Нарядился он таким древним старичком, что и признать нельзя, пришел во дворец и говорит царю:
- Ваше величество! Найми меня стадо пасти…». А так же не обделён отвагой: «…- Ах ты, чудо-юдо обжорливое! Я сам в суточки ем по одной уточке, а ты чего захотел! Не дам тебе ни единой!». Наделен волшебной силой и может превращаться в сокола и муравья.
Все три змея жадные и прожорливые: «…- Эх, Иван-царевич, за какое ты дело взялся? Где бы сражаться доброму молодцу, а он стадо пасет! Ну-ка, - говорит, - отгони мне … коров…».
5. Сказка начинается традиционным зачином: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…», а заканчивается традиционной концовкой: «…на той свадьбе и я был, мед-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало».
Используется антро Поднялся сокол…сел… и говорит…»,
«…как поделить - не придумаем…». Герой сказки попадает в приключения, также происходит волшебство: «Иван-царевич ударился о сырую землю, сделался ясным соколом…», «…оборотился Иван-царевич в муравья и сквозь малую трещинку заполз в хрустальную гору…».
Закон троекратного повторения: три раза идет царевич пасти стадо и три раза сражается сначала со Змеем с тремя, потом с шестью, а в конце с двенадцатью головами.
Характеристика языка: используются постоянные эпитеты: « Милостивый государь-батюшка», « сел на доброго коня».
Описание: «… полетел в тридесятое государство; а того государства больше чем наполовину втянуло в хрустальную гору…».
Двойные слова усиливающие впечатление от происходящего: « ездил-ездил».
Устойчивые выражения характерные для сказки: « долго ли, коротко ли».
6. Сказка учит любить свою родину. Защищать свой край от врагов. Выручать людей из беды. Верить в добро, в добрых людей формировать нравственные ценности и патриотизм, любовь к природе.
Однажды мальчик Вова подходит к Пете на перемене и спрашивает: » Я не успел сделать домашку по русскому. Дай списать!». Вова всегда не делал домашнее задание, он был оболтусом. Петя подумал и сказал: «На! Списывай!», и протянул руку с тетрадкой, в которой было всё сделано аккуратно. В другой раз Пете было не охото делать Домашнее задание. Он подумал «приду завтра в школу, у Вовки спишу!». Приходит Петька в школу и спрашивает у Вовы «Вова, я домашку не сделал по Русскому. Дай списать!». Вова в ответ » Прям разбежался, тебе давайть!».
Прозвенел звонок. Входит учительница. Она пошла проверять Домашнее задание. И сказала : » Сегодня домашнюю работу не сделал Петя Куркин. Поставим ему 2.». Петя как вскочит и скажет «Не надо мне 2. Я дал Вовке раз списать, думал, что он мне даст!» Учительница в ответ : (С дураком по неволе согрешишь)
Название произведения, жанр ( вид для сказки) ( автор для авторских произведений).
Тема( о ком,чём- по основным событиям).
Идея( ради чего, с какой целью).
Характеристика гл. героев( цитаты из текста).
Художественное своеобразие произведения.
(особенности композиции, приёмы и изображения, характеристика языка- примеры из текста).
Выводы- значение в работе с детьми.
1. Русская народная сказка «Хрустальная гора» волшебного вида.
2. В сказке рассказывается о том, как Иван-царевич повстречал животных разрешить им спор, а те наградили его волшебной силой, нашёл царство в хрустальной горе и победил трёх змеев и женился на царевне.
3. Идея – защищать родной край от врагов, восхвалять находчивость и смекалку, прославлять отвагу ради любви.
4. Иван- царевич обладает мудростью: «…сокол, прилетел к царевичу, сел ему на плечо и говорит:
- Иван-царевич, раздели нам эту лошадь: лежит она здесь тридцать три года, а мы все спорим, а как поделить - не придумаем.
Царевич слез со своего доброго коня и разделил падаль: зверям - кости, птицам - мясо, кожа - гадам, а голова - муравьям…». Наделён смекалкой: «…царевны нету! Что делать? Как к царю на глаза показаться?
Нарядился он таким древним старичком, что и признать нельзя, пришел во дворец и говорит царю:
- Ваше величество! Найми меня стадо пасти…». А так же не обделён отвагой: «…- Ах ты, чудо-юдо обжорливое! Я сам в суточки ем по одной уточке, а ты чего захотел! Не дам тебе ни единой!». Наделен волшебной силой и может превращаться в сокола и муравья.
Все три змея жадные и прожорливые: «…- Эх, Иван-царевич, за какое ты дело взялся? Где бы сражаться доброму молодцу, а он стадо пасет! Ну-ка, - говорит, - отгони мне … коров…».
5. Сказка начинается традиционным зачином: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…», а заканчивается традиционной концовкой: «…на той свадьбе и я был, мед-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало».
Используется антро Поднялся сокол…сел… и говорит…»,
«…как поделить - не придумаем…». Герой сказки попадает в приключения, также происходит волшебство: «Иван-царевич ударился о сырую землю, сделался ясным соколом…», «…оборотился Иван-царевич в муравья и сквозь малую трещинку заполз в хрустальную гору…».
Закон троекратного повторения: три раза идет царевич пасти стадо и три раза сражается сначала со Змеем с тремя, потом с шестью, а в конце с двенадцатью головами.
Характеристика языка: используются постоянные эпитеты: « Милостивый государь-батюшка», « сел на доброго коня».
Описание: «… полетел в тридесятое государство; а того государства больше чем наполовину втянуло в хрустальную гору…».
Двойные слова усиливающие впечатление от происходящего: « ездил-ездил».
Устойчивые выражения характерные для сказки: « долго ли, коротко ли».
6. Сказка учит любить свою родину. Защищать свой край от врагов. Выручать людей из беды. Верить в добро, в добрых людей формировать нравственные ценности и патриотизм, любовь к природе.
Однажды мальчик Вова подходит к Пете на перемене и спрашивает: » Я не успел сделать домашку по русскому. Дай списать!». Вова всегда не делал домашнее задание, он был оболтусом. Петя подумал и сказал: «На! Списывай!», и протянул руку с тетрадкой, в которой было всё сделано аккуратно. В другой раз Пете было не охото делать Домашнее задание. Он подумал «приду завтра в школу, у Вовки спишу!». Приходит Петька в школу и спрашивает у Вовы «Вова, я домашку не сделал по Русскому. Дай списать!». Вова в ответ » Прям разбежался, тебе давайть!».
Прозвенел звонок. Входит учительница. Она пошла проверять Домашнее задание. И сказала : » Сегодня домашнюю работу не сделал Петя Куркин. Поставим ему 2.». Петя как вскочит и скажет «Не надо мне 2. Я дал Вовке раз списать, думал, что он мне даст!» Учительница в ответ : (С дураком по неволе согрешишь)