Стихотворение «Зинка» посвящена однополчанке Юлии Друниной.
Эхо войны слышится почти в каждом стихотворении Друниной. Характерны такие сравнения: любовь – бой, тишина – перемирие, смерть – пуля, счастье – броня. Но кроме использования военной лексики в «мирных» стихах, поэтесса активно использует и другие приемы: один из любимых приемов Друниной – антитеза:
У тебя есть друзья, любимый, У меня – лишь она одна. ... Мы не ждали посмертной славы – Мы хотели со славой жить.
Стихотворение насыщено эпитетами – разбитая ель, продрогшая, гнилая земля, потрепанный батальон; метафорами – яблочное захолустье, бурлит весна; риторическими вопросами: Почему же в бинтах кровавых светлокосый солдат лежит? ; олицетворениями: каждый кустик беспокойную дочку ждет, белорусские ветры пели.
Аллитерация звука р услышать грохот взрывов на поле боя: Зинка нас повела в атаку. Мы пробились по черной ржи, По воронкам и буеракам Через смертные рубежи.
Очень разнообразен и словарь стихотворения: наряду с существительными, имеющими абстрактное значение (грусть, слава) , автор использует существительные с конкретным предметным значением (земля, хата, кустик) . Создается впечатление приближения взгляда, более пристального вглядывания в окружающую жизнь:
Старой кажется: каждый кустик Беспокойную дочку ждет.. . Знаешь, Юлька, я – против грусти, Но сегодня она не в счет.
Противопоставляются прилагательные и причастия с отрицательным и положительным значением: от «продрогшей гнилой земли» – в «яблочное захолустье» , от «белорусских ветров» – к «рязанским глухим садам» , от «бинтов кровавых» – к «старушке в цветастом платье» .
Постоянно меняется место действия: вот мы на фронте вместе с героинями, а вот уже видим родину Зинки:
– Знаешь, Юлька, я – против грусти, Но сегодня она не в счет. Дома, в яблочном захолустье, Мама, мамка моя живет. У тебя есть друзья, любимый, У меня – лишь она одна. Пахнет в хате квашней и дымом, За порогом бурлит весна.
Семантические поля стихотворения: война – грусть, шинель, солдат, митинги, знамена, батальон, смертные, атака, окруженье, слава, бинты, кровавый; смерть – гнилая, грусть, смертные, бинты, кровавый, лежит; родина – яблочное, захолустье, дом, мама, живет, дым, хата, кустик, ждет, сады, икона, старушка, свеча, весна. Некоторые слова входят одновременно в несколько семантических полей.
Творчество Юлии Друниной – это действительно уникальный внутренний мир. Ее стихотворения – о войне, потерях, боли, утратах. Вместе с этим – о любви, счастье, родине, победе. В каждом ее стихотворении – надежда на счастье, любовь к родине и к близким людям. Наверное, поэтому спустя столько лет ее стихи заставляют нас плакать и улыбаться, сочувствовать и надеяться.
Картина И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе» исторически конкретна и достоверна. В Большом зале Лицея 8 января 1815 года в связи с переходом воспитанников в «окончательный курс» состоялись переводные экзамены. Среди приглашенных был выдающийся русский поэт Г. Р. Державин. На экзамене по российской словесности Пушкин читал специально написанное для этого дня стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» . Много лет спустя, вспоминая этот день, Пушкин напишет: «Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду.. . Державин был очень стар.. . Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь.. . Наконец вызвали меня. Я прочел мои „Воспоминания в Царском Селе“, стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом.. . Не помню, как я кончил свое чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять.. . Меня искали, но не нашли» . Так пришла к Пушкину первая поэтическая слава. Было ему в ту пору пятнадцать лет. В том же Большом зале 9 июня 1817 года Пушкин и его товарищи прощались с Лицеем. Выпуск, в отличии от торжественного открытия учебного заведения, был тих и скромен. В последний раз в полном составе собрались его воспитанники. Здесь им были вручены медали и свидетельства об окончании Лицея, девиз которого гласил: «Для Общей Пользы» . В ту пору ученики многих школ имели свои девизы, но вряд ли у кого он был более гуманным и благородным. Трудиться, жить для общей пользы, быть верными идеалам добра, справедливости, правды — вот чему учил своих питомцев Лицей.
Эхо войны слышится почти в каждом стихотворении Друниной. Характерны такие сравнения: любовь – бой, тишина – перемирие, смерть – пуля, счастье – броня. Но кроме использования военной лексики в «мирных» стихах, поэтесса активно использует и другие приемы: один из любимых приемов Друниной – антитеза:
У тебя есть друзья, любимый,
У меня – лишь она одна.
...
Мы не ждали посмертной славы –
Мы хотели со славой жить.
Стихотворение насыщено
эпитетами – разбитая ель, продрогшая, гнилая земля, потрепанный батальон; метафорами – яблочное захолустье, бурлит весна;
риторическими вопросами: Почему же в бинтах кровавых светлокосый солдат лежит? ;
олицетворениями: каждый кустик беспокойную дочку ждет, белорусские ветры пели.
Аллитерация звука р услышать грохот взрывов на поле боя:
Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам
Через смертные рубежи.
Очень разнообразен и словарь стихотворения: наряду с существительными, имеющими абстрактное значение (грусть, слава) , автор использует существительные с конкретным предметным значением (земля, хата, кустик) . Создается впечатление приближения взгляда, более пристального вглядывания в окружающую жизнь:
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет.. .
Знаешь, Юлька, я – против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Противопоставляются прилагательные и причастия с отрицательным и положительным значением: от «продрогшей гнилой земли» – в «яблочное захолустье» , от «белорусских ветров» – к «рязанским глухим садам» , от «бинтов кровавых» – к «старушке в цветастом платье» .
Постоянно меняется место действия: вот мы на фронте вместе с героинями, а вот уже видим родину Зинки:
– Знаешь, Юлька, я – против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня – лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
Семантические поля стихотворения: война – грусть, шинель, солдат, митинги, знамена, батальон, смертные, атака, окруженье, слава, бинты, кровавый; смерть – гнилая, грусть, смертные, бинты, кровавый, лежит; родина – яблочное, захолустье, дом, мама, живет, дым, хата, кустик, ждет, сады, икона, старушка, свеча, весна.
Некоторые слова входят одновременно в несколько семантических полей.
Творчество Юлии Друниной – это действительно уникальный внутренний мир. Ее стихотворения – о войне, потерях, боли, утратах. Вместе с этим – о любви, счастье, родине, победе. В каждом ее стихотворении – надежда на счастье, любовь к родине и к близким людям.
Наверное, поэтому спустя столько лет ее стихи заставляют нас плакать и улыбаться, сочувствовать и надеяться.
«Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду.. . Державин был очень стар.. . Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь.. . Наконец вызвали меня. Я прочел мои „Воспоминания в Царском Селе“, стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом.. . Не помню, как я кончил свое чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять.. . Меня искали, но не нашли» . Так пришла к Пушкину первая поэтическая слава. Было ему в ту пору пятнадцать лет.
В том же Большом зале 9 июня 1817 года Пушкин и его товарищи прощались с Лицеем. Выпуск, в отличии от торжественного открытия учебного заведения, был тих и скромен. В последний раз в полном составе собрались его воспитанники. Здесь им были вручены медали и свидетельства об окончании Лицея, девиз которого гласил: «Для Общей Пользы» . В ту пору ученики многих школ имели свои девизы, но вряд ли у кого он был более гуманным и благородным. Трудиться, жить для общей пользы, быть верными идеалам добра, справедливости, правды — вот чему учил своих питомцев Лицей.