Найдите средства художественной выразительности Алексей Сурков — Утро победы.
Где трава от росы и от крови сырая,
Где зрачки пулеметов свирепо глядят,
В полный рост, над окопом переднего края,
Поднялся победитель-солдат.
Сердце билось о ребра прерывисто, часто.
Тишина… Тишина… Не во сне — наяву.
И сказал пехотинец: — Отмаялись! Баста!-
И приметил подснежник во рву.
И в душе, тосковавшей по свету и ласке,
Ожил радости прежней певучий поток.
И нагнулся солдат и к простреленной каске
Осторожно приладил цветок.
Снова ожили в памяти были живые —
Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.
За четыре немыслимых года впервые,
Как ребенок, заплакал солдат.
Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,
Сапогом попирая колючий плетень.
За плечами пылала заря молодая,
Предвещая солнечный день.
Роль большинства персонажей в романе «Герой нашего времени», окружающих Печорина, состоит в том, чтобы полнее раскрыть образ самого героя. Сцена встречи Печорина и Веры в гроте - одна из самых важных, по моему мнению, в главе «княжна Мери». Она является примером того, как влияние и характеристики персонажей формируют единый образ «героя времени». «Лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли»,- говорил Печорин. Но данная сцена показывает нам, что «не все лучшие чувства» умерли в герое. Встреча Печорина с Верой раскрывает характер Григория с неожиданной для читателя стороны. «Давно забытый трепет пробежал по моим жилам при звуке этого милого голоса»,- рассказывает Печорин, что немного удивляет читателя, привыкшего к образу железного и циничного героя. Объятия, нежные слова, изменения в поведении Печорина: все нам намекает на то, что Вера выделяется из числа всех женщин, бывших в его жизни. Печорин без гордости говорит, что «никогда не делался рабом любимой женщины». Он признается, что не любит «женщин с характером», но через секунду вспоминает, что «один раз, один только раз» он «любил женщину с твердою волей, которую никогда не мог победить». Все эти слова о Вере, единственной женщине, по словам Печорина, он «не в силах был бы обмануть». После расставания с Верой сердце его «болезненно сжалось, как после первого расставания». «О, как я обрадовался этому чувству!- восклицает Печорин. Почему? Может, потому что почувствовал, что не умерли в его душе «лучшие чувства», что жив он еще.
Вера - единственная женщина, которую Печорина любит глубоко и сильно. Герой пишет в своем дневнике, что в глубоких и спокойных глазах Веры «выражалась недоверчивость и что-то похожее на упрек». Почему? ответ кроется в Веры и Печорина. Григорий ничего не дал ей, кроме страданий, позже они расстались врагами. Думаю, любая женщина упрекала бы, не могла доверять. Но она вверилась Печорину с прежней беспечностью. Вера- единственная, кто любит и понимает до конца сильную и серьезную привязанность к ней Печорина, кто знает его настоящего. Ее чувства к главному герою сильны и искренни. Но судьба давно еще распорядилась так, что влюбленные не могут быть вместе. Поэтому удел Веры- трагическая, страдающая и бескорыстная любовь. В.Г.Белинский писал: «Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля». И эта сцена является подтверждением данных слов. Если бы не особые отношения Григория и Веры, мы были бы убеждены в бездушии Печорина, в его не любить.
ответ: Над романом «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов работал в 1838-1840 гг. Идея написать роман родилась еще во время ссылки писателя на Кавказ в 1838 году. Первые части романа были изданы в течение одного года в журнале «Отечественные записки». Они вызывали интерес со стороны читателей. Лермонтов, видя популярность этих произведений, объединил их в один большой роман.
В названии автор стремился обосновать актуальность своего творения для современников. В издание 1841 года было включено также предисловие писателя в связи с теми вопросами, которые возникали у читателей. Предлагаем вашему вниманию краткое содержание «Герой нашего времени» по главам.
Печорин Григорий Александрович – центральный герой всего повествования, офицер царской армии, натура чувствительная и возвышенная, но эгоистическая. Красив, великолепно сложен, обаятелен и умен. Тяготится своим высокомерием и индивидуализмом, но не хочет преодолеть ни того, ни другого.
Бэла – дочь черкесского князя. Вероломно похищенная своим братом Азаматом, становится возлюбленной Печорина. Бэла красива и умна, чиста и прямодушна. Погибает от кинжала влюбленного в нее черкеса Казбича.
Мери (княжна Лиговская) – знатная девушка, с которой Печорин случайно познакомился и приложил все силы для того, чтобы влюбить ее в себя. Образованна и умна, горда и великодушна. Разрыв с Печориным становится для нее глубочайшей трагедией.
Максим Максимыч – офицер царской армии (в чине штабс-капитана). Добрый и честный человек, начальник и близкий приятель Печорина, невольный свидетель его любовных похождений и жизненных коллизий.
Рассказчик – проезжий офицер, ставший случайным знакомым Максима Максимовича и выслушавший и записавший его рассказ о Печорине.
Другие персонажи
Азамат – черкесский княжич, неуравновешенный и корыстолюбивый юноша, брат Бэлы.
Казбич – молодой черкес, влюбленный в Бэлу и ставший ее убийцей.
Грушницкий – молодой юнкер, человек самолюбивый и несдержанный. Соперник Печорина, убитый им на дуэли.
Вера – бывшая возлюбленная Печорина, появляется в романе как напоминание о его в Петербурге.
Ундина – безымянная контрабандистка, поразившая Печорина своей внешностью («ундина» – это одно из имен русалок, настоящего имени девушки читатель так и не узнает).
Янко – контрабандист, друг Ундины.
Вернер – доктор, умный и образованный человек, знакомый Печорина.
Вулич – офицер, серб по национальности, молодой и азартный человек, знакомый Печорина.