«делікатна, дуже скромна і дуже спокійна з вигляду, - така спокійна, що успокоює навіть погляд на її портрет» . Автор повісті часто згадує очі Роксолани, а очі, звісно, - дзеркало душі. Вони були сині, часом випромінювали ласку, а іноді - в них мигтіла чаша чорної отруї». Прикрашало дівчину й волосся: воно було золотисте і сяяло так, що аж очі засліплювало. Сулейман запримітив, що личко в невільниці «біленьке як сніг з таким відтінком, як у першого пуп’янка рози, а таке лагідне, як у його матері, що все боїться за нього».
План:
1)Тема
2)Идея
3)Размер
4)Рифма
5)Выразительные средства
6)Синтаксические средства
Творчество
Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.
И прозрачные киоски,
В звонко-звучной тишине,
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне...
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.
Объяснение:
Программным эстетическим манифестом начинающего
поэта стало стихотворение "Творчество".
Стихотворение можно назвать символистским -
есть характерная лексика, образы-символы:
сон, тени, тишина, ночь, тайны, луна.
Тема-поэт передаёт чувства, ощущения рождения нового
произведения, шедевра. Это не создание, а угадывание.
Образ творчества создаётся постепенно,
ведь действительность невозможно познать,
она угадывается в переплетении теней и звуков.
Основная мысль стихотворения:
Область познания, цель искусства - грядущее,
поэт самоценен, он заслуживает поклонения.
Сам поэт художественному дару, искусству
поклоняется как божеству.
Идея: творчество бесконечно и свободно,
его нельзя постичь, оно боится ясности и громогласности.
Как только иллюзорный образ оказывается на ярком
свету под взором пытливого критика, он тот час же
рассыпается, не давая никакой возможности пристально
и внимательно его изучить.
Такова его воздушная и хрупкая природа!
Композиция-строфы стихотворения оригинально
связаны: последняя строка становится 2-й в следующей строфе.
Это как бы сцепляет все строки стихотворения,
создавая поток сознания и ощущений.
Состояние лирического героя
Это состояние муки, угадывания того, что потом будет
облачено в поэтическую форму.
- художественно-выразительные средства
Цветопись: фиолетовый, лазоревый (не лазурный)
Звукопись (аллитерация). повторение сонорных л, р, м, н.)
Стихотворение благодаря этому приёму звучит как
завораживающий поток звуков.
Брюсов старается максимально использовать
музыкальность в стихотворении, следуя поэтическим
завещаниям французского символиста Поля Верлена:
"Музыка прежде всего!"
Ст-е состоит из из 5 строф
Размер: четырёхстопный хорей
Стопа: двусложная, с ударением на первом слоге
Рифма-перекрестная
Рифмовка АБАБ
созданий - сне -латаний - стене.
руки - стене - звуки - тишине.
киоски - тишине-блестки-луне.
обнаженный - луне - полусонно - мне.
созданий - мне -латаний - стене.
У Брюсова очень много стихотворений посвящено теме
творчества. И все они разные.
Но объединяет их одна общая мысль: творчество
должно быть свободно, оно продолжается,
его невозможно постичь, оно хрупко, иллюзорно,
воздушно, боится громких звуков и яркого света.