Первое представление: Париж, Театр Елисейских полей, 29 мая 1913 г.
Действующие лица:
Старцы. Старейший-Мудрейший. Дева-избранница. Девушки, женщины. Совет мудрейших. Юноши. Предки.
Поднимается занавес, и открывается дикий пейзаж: нагромождения скал, среди которых неподвижно сидят две группы — юноши и девушки. Всматриваясь в священный камень, они ждут его вещего знака.
Девушки поднимаются. Среди них появляется Старец. Они водят вокруг него хороводы.
Старец направляется к священному кургану, за ним — девушки. Начинаются весенние гадания и танцы юношей. Землю, еще не проснувшуюся от зимнего сна, утаптывают молодые ноги танцем, заклинают ее расстаться с зимой. Чтобы умилостивить силы природы, танцуют и девушки. Обрядовые движения символизируют повседневный труд. Девушки прядут пряжу, юноши взрыхляют землю, чтобы заставить ее дать обильные всходы. Танцы становятся все более живыми. Девушки и юноши захвачены движением.
Танец, наполненный счастливым упоением, переходит в дикую пляску. Умыкания девушек. Каждый юноша уводит с собой избранную. Начинаются Вешние хороводы, за ними — Игра двух городов. Ее ведут юноши, разделенные на две группы.
Накопленные за долгие месяцы зимы силы рвутся наружу. Старец силится унять выхваляющихся юношей. К его мудрым, полным значения словам прислушиваются разгоряченные игрой юноши. Они падают на землю, чтобы выразить свое преклонение перед нею Поцелуем земли. Затем следует шествие Старейшего-Мудрейшего.
Опускается ночь. Последние лучи солнца окровавили облака. Девушки усаживаются у костра, окружая Старца.
Чтобы пробудить землю от зимнего сна, чтоб ожила природа, чтоб люди могли пожинать дары земли, нужно окропить землю девичьей кровью. Дабы избрать среди подруг жертву, девушки водят круги, затевают Тайные игры, в конце которых приступают к обряду Величания Избранной. За ними следует Действо взывания к праотцам, переходящее в Священную пляску Избранницы. Земля приняла жертву: луг зеленеет, на деревах распускаются листья. Расцветает жизнь. Все племя, охваченное восторгом и благодарностью земле, выражает свои чувства в Великой священной пляске.
ну что же, судя по чистоте одеяния и отсутствию видимых повреждений на калантаре князя - изображен донской на картине - еще до знаменитой куликовской битвы. а отсутствие шлема на голове может говорить о том, что дмитрий совсем недавно был в присутствии своего духовного наставника - сергия радонежского, где и получил от него напутствие и благословение на битву. благословение от святых людей традиционно получают преклонив колено и обнажив голову.
рука князя, покоящаяся на груди, у самого сердца, выражает великое спокойствие и строгую уверенность в своем выборе. ибо выбор нелегок был. решился дмитрий донской на неслыханную, по тем временам, дерзость - бросить вызов могущественной орде, долгие годы державшей русь в подневольном состоянии.
позади князя - довольно мирный пейзаж. горожане чинят крышу сторожевой башни, храм окружен строительными лесами, рыбак в лодке. это мирные люди. да и сам князь стоит перед своим городом без шлема, боевых рукавиц и оружия. это лишь подчеркивает миролюбие народа. предстоящая сеча - лишь необходимость защитить свой дом от посягательства врагов.
но тучи уже сгустились на русью и дороги назад нет. и направление этих туч художник изобразил на другой своей картине - они идут с востока. уверенный и горделивый, надменный и возмущенный хан мамай стоит у реки, вглядываясь вдаль. его черные всадники плывут позади него - как черная река. впереди - битва.
Весна священная
Картины жизни языческой Руси, в двух действиях
Либретто И. Стравинского и Н. Рериха.
Балетмейстер В. Нижинский.
Первое представление: Париж, Театр Елисейских полей, 29 мая 1913 г.
Действующие лица:
Старцы. Старейший-Мудрейший. Дева-избранница. Девушки, женщины. Совет мудрейших. Юноши. Предки.
Поднимается занавес, и открывается дикий пейзаж: нагромождения скал, среди которых неподвижно сидят две группы — юноши и девушки. Всматриваясь в священный камень, они ждут его вещего знака.
Девушки поднимаются. Среди них появляется Старец. Они водят вокруг него хороводы.
Старец направляется к священному кургану, за ним — девушки. Начинаются весенние гадания и танцы юношей. Землю, еще не проснувшуюся от зимнего сна, утаптывают молодые ноги танцем, заклинают ее расстаться с зимой. Чтобы умилостивить силы природы, танцуют и девушки. Обрядовые движения символизируют повседневный труд. Девушки прядут пряжу, юноши взрыхляют землю, чтобы заставить ее дать обильные всходы. Танцы становятся все более живыми. Девушки и юноши захвачены движением.
Танец, наполненный счастливым упоением, переходит в дикую пляску. Умыкания девушек. Каждый юноша уводит с собой избранную. Начинаются Вешние хороводы, за ними — Игра двух городов. Ее ведут юноши, разделенные на две группы.
Накопленные за долгие месяцы зимы силы рвутся наружу. Старец силится унять выхваляющихся юношей. К его мудрым, полным значения словам прислушиваются разгоряченные игрой юноши. Они падают на землю, чтобы выразить свое преклонение перед нею Поцелуем земли. Затем следует шествие Старейшего-Мудрейшего.
Опускается ночь. Последние лучи солнца окровавили облака. Девушки усаживаются у костра, окружая Старца.
Чтобы пробудить землю от зимнего сна, чтоб ожила природа, чтоб люди могли пожинать дары земли, нужно окропить землю девичьей кровью. Дабы избрать среди подруг жертву, девушки водят круги, затевают Тайные игры, в конце которых приступают к обряду Величания Избранной. За ними следует Действо взывания к праотцам, переходящее в Священную пляску Избранницы. Земля приняла жертву: луг зеленеет, на деревах распускаются листья. Расцветает жизнь. Все племя, охваченное восторгом и благодарностью земле, выражает свои чувства в Великой священной пляске.
ну что же, судя по чистоте одеяния и отсутствию видимых повреждений на калантаре князя - изображен донской на картине - еще до знаменитой куликовской битвы. а отсутствие шлема на голове может говорить о том, что дмитрий совсем недавно был в присутствии своего духовного наставника - сергия радонежского, где и получил от него напутствие и благословение на битву. благословение от святых людей традиционно получают преклонив колено и обнажив голову.
рука князя, покоящаяся на груди, у самого сердца, выражает великое спокойствие и строгую уверенность в своем выборе. ибо выбор нелегок был. решился дмитрий донской на неслыханную, по тем временам, дерзость - бросить вызов могущественной орде, долгие годы державшей русь в подневольном состоянии.
позади князя - довольно мирный пейзаж. горожане чинят крышу сторожевой башни, храм окружен строительными лесами, рыбак в лодке. это мирные люди. да и сам князь стоит перед своим городом без шлема, боевых рукавиц и оружия. это лишь подчеркивает миролюбие народа. предстоящая сеча - лишь необходимость защитить свой дом от посягательства врагов.
но тучи уже сгустились на русью и дороги назад нет. и направление этих туч художник изобразил на другой своей картине - они идут с востока. уверенный и горделивый, надменный и возмущенный хан мамай стоит у реки, вглядываясь вдаль. его черные всадники плывут позади него - как черная река. впереди - битва.